15 лет назад вышла FlatOut 2 — народная и все еще впечатляющая гоночная игра, в которой уничтожение машин куда важнее, чем победа в заездах. По такому поводу мы собрали десять похожих игр — с древнейших времен и до наших дней, когда жанр осел в инди-секторе, но не умер.
Destruction Derby 2 (1996)
Гонки, в которых можно бортоваться и выкидывать с трассы соперников были и раньше, но именно Destruction Derby впервые сделала этот процесс веселым и хоть в какой-то мере реалистичным. Первая часть вышла в 1994 году, и помимо прочего там присутствовал режим дерби-арены — никаких гонок, машины просто толкаются и мнут друг друга в дыму. Грохот и скрежет в ушах безумный, тачки взрываются и разваливаются на части, все очень тупо, однообразно и весело — но мы в детстве запускали Destruction Derby на первой PlayStation только ради этого режима.
Самой яркой же была вторая часть: в ней толкаться и взрывать друг друга стало еще веселее — да и с физикой разработчики хорошо поработали. Ну а затем серия, уже в руках другой студии, начала скатываться. Что же до создавших первые две части Reflections — у них все хорошо. После Destruction Derby они придумали еще и великую Driver, а сейчас сидят под крылом Ubisoft, где успели поработать над The Crew и всеми частями Watch Dogs.
Carmageddon (1997)
Будем честны — в Carmageddon играли не из-за того, что там было весело было толкаться машинками. Хотя и это тоже! Для своего времени игра показывала впечатляющую физику уничтожения машин — покруче, чем в той же Destruction Derby. Да и победить, просто уничтожив всех врагов, в ней можно. С идеи дерби-гонки игра и началась, но феноменом стала из-за возможности укатывать в асфальт бабулек, кричащих, что они прошли войну. В этом же секрет быстрого угасания серии.
В середине девяностых игровая индустрия была молодой, а люди были падки на подобную «контркультуру» — только у нас настолько нет рамок, что можно делать и продавать такие садистские развлечения! Будучи подростком, так круто ловить неодобрительные взгляды «моралфагов», которым то, что тебе кажется веселым видится отвратительным. Carmageddon — продукт своей эпохи, а разваливать тачки вскоре и другие игры научились — и куда круче. Что, впрочем, не мешает и в 2021 году кайфовать от оригинальной «Кармы».
FlatOut: Ultimate Carnage (2006)
В середине нулевых российская пресса называла FlatOut либо «автопорно», либо гонками для тех, кто не любит гонки. В нулевых весь дерби-жанр держался на двух сериях — богатой Burnout и панковской FlatOut, пропитанной неповторимым сельским колоритом. FlatOut — это поп-панк и месящие говно ржавые тачки, которые уже в начале гонки выглядят так, будто вот-вот развалятся. Ну и мнутся они на загляденье — даже сегодня это выглядит не стыдно. Но что еще важнее: при особенно крутых столкновениях водитель зрелищно вылетает через лобовое стекло — иногда сложно удержаться и не врезаться в столб специально, чтобы посмотреть, как красиво сминается капот, а твой водила отправляется под колеса другим гонщикам.
Во FlatOut 2 разработчики пошли еще дальше и не только прокачали игру с технической точки зрения, но и добавили кучу угарных мини-игр, завязанных именно на веселых запусках водилы через лобовуху. Так мы играли, к примеру, в боулинг и футбол. Ultimate Carnage попала в наш список как наиболее веселая, совершенная и свежая часть серии — хотя хороша вся трилогия. Ну а о том, что случилось с FlatOut, когда ее перестали развивать Bugbear — лучше не будем.
MotorStorm (2006)
В сравнении с FlatOut, MotorStorm — игра более лощеная. Здесь не гоняют не колымаги в финской глухомани, а модные багги, байки и грузовики — по живописным каньонам. С другой стороны, суть в целом та же — кайфовать нужно с того, как мощно ты выбиваешь с трассы соперников, да и от собственных аварий тоже. А еще игра добавила в эту формулу чертовски реалистичную грязь, которая налипает на колеса, летит в лобовуху и оставляет на дороге колеи, по которым потом не так-то просто проехать, не потеряв управление. И в этом плане MotorStorm все еще уникальна. Какую часть серии выбрать лучшей — вкусовщина, но мы остановимся на первой, самой грязной.
Burnout Paradise (2008)
Burnout Paradise я нахваливал уже столько раз, что и не знаю, что нового про нее сказать. Эта игра — редкая «дерби-гонка», в которой весело не только разбиваться, но и, собственно, гонять. Но если уж говорить об авариях — как же круто в Paradise разогнаться километров до трехсот и впечататься в стену, в слоу-мо превратив тачку буквально в гармошку! Аварии на огромной скорости лучше до сих пор не сделаны нигде — в этом плане с Paradise могут спорить только старые выпуски самой серии Burnout.
И не забывайте про режим Showtime, в котором мы не просто разбиваем машину, а пытаемся нанести городу как можно больший ущерб и раскурочить как можно больше встречных автомобилей. И все это под идеальный саундтрек с шикарно залетевшей в атмосферу Paradise City от Guns N’ Roses.
Dirt: Showdown (2012)
Showdown — это аркадный спин-офф раллийной серии Dirt (выросшей из Colin McRae Rally), в котором никаким ралли и не пахнет. Игра в целом веселая и хорошая, но в нашем списке она по находится по двум конкретным причинам. Во-первых, несмотря на простое управление машинами, в ней отличная и прямо задротско-реалистичная система повреждения автомобилей. Во-вторых, в ней есть гонки на выживание. Причем с выживанием связано сразу четыре режима — и во всех игра заставляет мять соперников и безжалостно их уничтожать. Есть даже классическая арена в духе старой-доброй Demolition Derby.
Mad Max (2015)
В этот список мы решили не включать гонки с пушками и большой ставкой на пауэр-апы — это отдельная большая тема. Поэтому тут нет Twisted Metal, Blur или Crashday. Но Mad Max — исключение.
Это вообще не гоночная игра, а экшен в открытом мире с юбисофтовскими вышками, но смертельные гонки по бездорожью — лучшая ее часть. Каждый дорожный конфликт на усыпанных шипами ржавых постапокалиптических колымагах в Mad Max выглядит и ощущается как сцена из «Дороги ярости» — нужно ли после этого хоть что-то еще пояснять? К тому же, несмотря на возможность иногда пальнуть в противников из гранатомета, большую часть времени приходится по старинке толкаться, зажевывать вражеские бока установленными на дисках кольями и агрессивно спихивать противников куда-нибудь в скалы, так что под определение «дерби» игра вполне себе подходит.
OnRush (2018)
После MotorStorm студия Evolution разработала для Sony Driveclub — обычную гоночную игру без экшена, которая запомнилась в основном реалистичными эффектами дождя. Релиз был проблемным и разработчиков в итоге распустили, но костяк студии собрался в новую команду, которую приютили короли гонок Codemasters. Для них новая студия разработала эталонную смесь MotorStorm и Burnout — аркадные гонки по бездорожью, в которых все режимы закручены вокруг уничтожения соперников. Причем помимо основных участников заезда по огромным трассам OnRush гоняют еще и сотни машинок-крипов, которые зрелищно разлетаются на части от любого толчка — веселья это добавляет прилично.
OnRush вообще удивительно задорная — по духу и динамике она больше напоминает шутеры, нежели гонки. И пусть в продажах она провалилась, да и не все ее идеи выстрелили (например, ставка на командную работу), забывать ее не стоит — потому что чертовски весело и очень деструктивно.
Wreckfest (2018)
Wreckfest, ранее известная как просто Next Car Game — по сути, новый FlatOut от Bugbear, которая ранее лишилась и издателя, и прав на название FlatOut. Долгое время игра пребывала в состоянии не просто раннего доступа, а, скорее, технического демо, в котором кроме шикарной системы повреждения тачек ничего не было. Но потихоньку разработчики игру доделали, нашли издателя в лице THQ Nordic и даже выпустили ее на консолях.
Весело ли в Wreckfest мять машины? Еще как! Бортоваться, терять бампера и выбивать стекла тут все-таки круче, чем в любой другой игре. Но атмосфера у происходящего все же своеобразная. Сельский дух FlatOut в ней усилился стократно — Wreckfest очень медленная и «деревенская». Но в этом как раз ее прелесть. И само собой, в ней есть дерби-арены, на которых потолкать можно не только на ржавых тачках и списанных маслкарах, но и на автобусах, комбайнах, газонокосилках и даже диванах с движком. Тут конкурентов у Wreckfest просто нет.
BeamNG.drive (ранний доступ)
Путь BeamNG.drive во многом напоминает историю все той же Wreckfest. Эта игра также много лет сооружается вокруг технодемки, представляющей чудеса точной физики мягких тел. Благодаря ей, машины в BeamNG.drive мнутся настолько детально и естественно, что кажется, пригодна хоть для серьезной симуляции краш-тестов.
В раннем доступе все это находится уже шестой год, и разработчики стабильно улучшают свой проект по всем фронтам — даже кое-какую игру вокруг него они уже собрали. Но если все остальные участники списка умеют развлекать не только сырой механикой и физикой, то у BeamNG.drive этого до сих пор в полной мере нет. Впрочем, это не значит, что в ней скучно, просто развлечения чаще приходится придумывать самолично — или модами игру обвешивать. А еще она задротствует не только по части разрушения тачек, но и в плане езды на них. Физика вождения тут такая, что и Assetto Corsa с Gran Turismo могут позавидовать.