Прямо во время The Game Awards 2021 на PS5 и Xbox Series X|S вышла The Matrix Awakens. Это одновременно и техническое демо движка Unreal Engine 5, и реклама четвёртой «Матрицы» — в плане маркетинга ситуация интересная, достойная отдельного анализа, но сейчас не об этом.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2021/12/matrix-01-1024x576.jpg)
Главное, что делает демо — показывает, что текущее поколение консолей всё-таки может выдать картинку, на голову превышающую всё, что мы видели на PS4 и Xbox One. Вторая важная миссия демки — она показывает, что все невероятные технологии, о которых говорилось в дебютном показе Unreal Engine 5 реальны и могут как-то работать прямо сейчас. И не на лабораторных суперкомпьютерах, а на доступном железе.
Разработчики создали невероятно детализированный город четыре на пять километров. По нему ездит под 20 тысяч автомобилей и ходит более 30 тысяч пешеходов. Протяжённость дорог — 260 километров. Миллиарды полигонов, которые днём освещаются всего одним реалистичным источником света — солнцем. Ночью же город заполняется светом фар и окон домов — и всё это с аппаратным рейтрейсингом Lumen, который хоть и не без своих недостатков, но куда быстрее других вариантов. Всё это можно свободно исследовать и разглядывать, поражаясь уровню проработки. Уже сейчас демка The Matrix Awakens — это мощный инструмент для фотографирования реалистичных городских пейзажей.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2021/12/matrix-03-1024x576.jpg)
При этом начинается демка с интерактивного постановочного эпизода со взрывами и перестрелками, который отсылает к оригинальной «Матрице». Уровень картинки в нём такой, что часто графику невозможно отличить от кадров из фильма.
И герои-то как живые! Так, вступительные кадры точно повторяют начало первой «Матрицы», но воссозданы они на Unreal Engine 5 и рендерятся в реальном времени — в соцсетях многие признаются, что не увидели подвоха и приняли вступление за кадры из фильма. Зацепиться там можно только за Киану Ривза, который получился даже чуть моложе, чем в кино. Это неплохо так бьёт по башке. Но, как всегда, есть нюансы.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2021/12/matrix-02-1024x576.jpg)
Забавно, но вступление The Matrix Awakens доказывает, что фотореалистичность создаётся не столько сырыми технологиями, сколько человеческими руками. «Эффект кино» поддерживается и правильной цветокоррекцией, и постэффектами, и талантливой операторской работой. И даже актёрской игрой и озвучкой! В общем, ровно теми же методами, которые в оригинальной «Матрице» так смешивали компьютерную графику и реальные съёмки, что в происходящее верилось. И Unreal Engine 5 тут ни при чём — игры и сейчас работают так. Они и на других движках могут показать картинку не хуже, если ими будут заниматься достаточно талантливые люди, не ограниченные бюджетными рамками.
А в самом начале, когда реальный Киану Ривз втихую подменяется «нарисованным», обман вскрывается с первых секунд. Какой бы реалистичной ни была щетина на щеках обожаемого всеми актёра, его искусственную природу выдаёт анимация. Она чертовски хороша, но человеческий мозг в этом плане обмануть очень сложно — вот где главная стена на пути к абсолютной фотореалистичности.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2021/12/matrix-04-1024x576.jpg)
Ну а в открытом мире The Matrix Awakens далеко не всегда выглядит как «новое слово» и тот самый некст-ген. Подзагрузку объектов не так уж сложно заметить, даже несмотря на революционную технологию Nanite, которая как раз призвана избавить игры от этой проблемы. Специалисты говорят, что это не прямо подзагрузки, а просто баги технологии, но суть от этого не меняется. Текстурки не везде такие уж реалистичные.
Да и подтормаживает картинка порой сильно, особенно если летать по городу на большой скорости. Требовать идеальной работы от технической демки было бы странно, но что произойдёт с быстродействием, если нагрузить движок игровой логикой и интерактивностью? Уже сейчас самые сильные тормоза в «Матрице» случаются, если сесть в машину и во что-нибудь на ней врезаться. Придётся искать баланс и умерять аппетиты — а тогда и уровень графики, вполне вероятно, опустится до привычного по уже существующим играм в открытом мире.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2021/12/matrix-05-1024x576.jpg)
Но куда интереснее вопрос: а что делать со всеми этими технологиями? Как это реалистичное освещение и тысячи машин на дорогах могут поработать на геймплей? Как сильно всё это поломается, если игрок начнёт развлекать, вести себя нелогично и сеять хаос? Ответы мы получим только с релизом самого движка и первых игр, сделанных на нём, а до этого ещё не один год (если, конечно, не считать Fortnite). Так что несмотря на существование The Matrix Awakens, это всё ещё оптимистичный взгляд в далёкое светлое будущее, не более.
Потенциально Unreal Engine 5 может упростить разработку — и это главная цель движка. С помощью Nanite, Lumen, MetaHuman и других вшитых технологий, даже маленькие студии смогут создавать амбициозные игры, которые будут выглядеть как ААА. Но и это пока гипотетическая история, потому что даже для создания демки The Matrix Awakens команде из 50-70 человек пришлось работать год, а какой у них был бюджет, мы можем только догадываться.
Однако это не отменяет того факта, что по возможности демку сейчас нужно обязательно пробовать, смотреть на неё широко открытыми глазами и кайфовать.
Изначально текст опубликован в телеграм-канале «Верни консоль»