В 2014 году основанная Мишелем Анселем студия Ubisoft Montpellier выпустила душераздирающую адвенчуру о Первой мировой — Valiant Hearts: The Great War. Игра шикарно выглядела, отлично звучала и очень трогательно показывала, как война проникает в жизни обычных людей и разделяет семьи. Геймплея в Valiant Hearts почти не было, зато был отличный сценарий и живые персонажи, из-за которых игра запомнилась как одна из жемчужин в каталоге Ubisoft.

Спустя девять лет новая студия под крылом Ubisoft выпустила продолжение Valiant Hearts. Но сама Ubisoft всё будто специально организовала всё так, чтобы об игре никто не узнал. А был ли повод?

Начать стоит с того, что Valiant Hearts: Coming Home — это чёртов эксклюзив Netflix

Вы просто оцените степень безумия. Продолжение нишевой по сути, но всё же нашумевшей в своё время и уважаемой игры (она даже награду за лучший нарратив на TGA 2014 взяла) от большого издателя выходит только на смартфонах. И только для подписчиков Netflix! Даже если вы не против поиграть в продолжение Valiant Hearts на телефоне, отдельно купить игру не выйдет — только подписка. А конкретно в России этот вопрос осложняется.

При этом Ubisoft вообще никак не рекламировала Coming Home. По игре в сети минимум информации, её даже нет на официальном сайте Ubisoft (зато там есть игра «Лоwady»). Coming Home в прошлом году тихо анонсировали, а 31 января не менее тихо выпустили — настолько тихо, что даже многие фанаты первой части о выходе продолжения не узнали.

А кто-то об игре знал, но подумал что она — именно что урезанная «мобилка», паразитирующая на добром имени оригинала. Но ведь нет, Coming Home — это прямое продолжение The Great War. Хорошее приключение на три-четыре часа: со знакомыми персонажами, в той же великолепной стилистике. Это буквально Valiant Hearts 2, которую Ubisoft будто специально постаралась закопать. Оправданий для компании можно напридумывать немало, но зачем?

Скриншот из iOS-версии игры Valiant Hearts: Coming Home

События Valiant Hearts: Coming Home следуют ровно за финалом первой части

Оригинал заканчивался печальной развязкой истории французского солдата Эмиля, фактически главного героя игры, и важным для Первой мировой событием — вступлением в войну армии США. Новый главный герой — чернокожий паренёк по имени Джеймс. Он отправляется на войну добровольцем и попадает в исторический 15-й полк Нацгвардии — первый полк США, состоящий из «цветных» солдат, преимущественно афроамериканцев.

Нюанс тут в том, что на фронте уже служит брат Джеймса — Фредди, боевой друг Эмиля, хорошо знакомый нам по первой части. Таким образом игра снова затрагивает тему влияния войны на семьи, но в этот раз вскользь, не выкручивая драму. Ну а помимо Фредди поиграть придётся за не менее знакомую по первой части санитарку Анну, немецкого моряка-подводника Эрнста и британского лётчика Джорджа. Разумеется, судьбы всех персонажей переплетутся. И само собой, в игре снова появляется любимый всеми немецкий пёс Уолт.

Скриншот из iOS-версии игры Valiant Hearts: Coming Home

Valiant Hearts: Coming Home — игра трогательная, но до уровня первой части она не дотягивает

Потому что история в этот раз менее личная, а главную возможность дать остроты разработчики просрали. Дело в том, что Фредди пишет своему брату письма, в которых вообще не хочет говорить о войне — он лишь каждый раз напоминает Джеймсу, чтобы тот на фронт не совался. А Джеймс всё равно суётся и попадает в один полк с Фредди. Тут бы накрутить конфликт и метания героя между желанием защитить брата и обидой на то, что тот сглупил и не послушался, но ничего такого игра не предлагает. Фредди просто рад видеть Билли, вот и всё.

У Анны и Фредди чувства, но игра и тут ситуацию не нагнетает — они в принципе почти всю игру рядом друг с другом. Эрнст однажды виделся с Джеймсом в порту, а потом они разок мельком пересеклись на фронте, тоже мелковато. Пёс из первой части вообще ни разу не попадает в эпицентр драмы (но тут ладно, за это спасибо). А пилот Джордж вообще как-то сам по себе. Он нужен больше как фансервис — Джордж появлялся в первом трейлере оригинальной Valiant Hearts, предположительно должен был стать одним из главных героев, но почему-то скукожился до единственного эпизодического появления.

В итоге Coming Home нормально поставлена и написана. Она увлекательная, она всё ещё про ужасы войны и судьбы людей, но всё в ней слишком уж ровно и «безопасно», не так мастерски собрано и подогнано друг к другу. Прослезиться тут негде, хотя парочка щемящих сцен всё же есть. 

Скриншот из iOS-версии игры Valiant Hearts: Coming Home

Отчасти сценарная слабость Valiant Hearts: Coming Home связана с тем, что у разработчиков в этот раз был другой фокус

И вы сейчас ни капли не удивитесь. Повторюсь: первая часть — это именно семейная драма, которая через через призму людских отношений говорит о человечности и войне. Вторая же сходу задаёт новый мотив — в США сегрегация, но чернокожие всё равно отправляются на войну, потому что любят свою страну и хотят показать себя. Разработчиков Coming Home в первую очередь волнует эта тема, и вокруг неё они завернули значительную часть игры.

Получилось не то чтобы плохо, но и не более чем «нормально». А финал так и вовсе откровенно запорот: он очень тупой и притянутый за уши. Обидно, учитывая какой выжималкой для слёз заканчивалась Valiant Hearts: The Great War. Но для удовлетворения любопытства в духе: «Ну чё там дальше было-то» — годится. Если, конечно, у первой части ещё остались такие любопытные фанаты, кроме меня.

Скриншот из iOS-версии игры Valiant Hearts: Coming Home

В случае с Valiant Hearts: Coming Home стоит говорить только о сюжете, потому что во всём остальном она повторяет первую часть и даже выдерживает её уровень. Это всё ещё простецкая, но увлекательная адвенчура с мини-играми, неплохо упакованная сжатыми и почти непредвзятыми фактами о Первой мировой. Фанатам оригинала поиграть стоит — пусть вторая часть сюжетно и слабее, вместе с первой они образуют дилогию о подзабытой великой войне и человеке.

100 лет с окончания Первой мировой: лучшие тексты о той войне