Я не понимаю, почему меня все еще не назначили официальным амбассадором серии Watch Dogs. Первую часть я отчаянно защищал, когда все ее раскатывали, сравнивая с GTA 5 и вспоминая про даунгрейд картинки. Вторую — называл новым уровнем для Ubisoft и одной из лучших игр 2016 года. Но с Legion все вышло не так гладко. Итоговые впечатления от нее приятные, но если всматриваться в детали, оказывается, что в игре почти ничего нормально не работает. Магия Ubisoft!

В Watch Dogs: Legion нет главного героя — зато в ней можно завербовать любого бомжа с улицы и играть им.

Но эта система не работает. Текст о Legion стоит начать с разбора главной ее фишки. Механика вербовки агентов была селлинг-поинтом игры, который продвигали в трейлерах и превью. Идея мне изначально казалось сомнительной и чересчур амбициозной. В итоге разработчики кое-как ее реализовали, но упростили так, что она потеряла смысл. Формально — все правда: в виртуальном Лондоне действительно можно подойти к любому прохожему и завербовать его в организацию хакеров-бунтовщиков DedSec. В Legion можно долго сканировать зевак на улице, подыскивая среди уборщиков, любителей БДСМ и стилистов кого-нибудь с подходящими перками — найдутся и хакеры, и тайные супершпионы, хватило бы терпения. Но зачем этим заниматься, если игра сама подкидывает лучших агентов?

Legion периодически отмечает на карте потенциальных рекрутов: вот адвокат-барристер, который поможет быстрее вытаскивать товарищей из тюрьмы, а вот медик, который всех будет лечить. Не надо никого искать — проходи себе сюжет, а игра потихоньку поможет сформировать ультимативную команду. Вербовка двух самых нужных специалистов — вообще сюжетные задания. В остальное же время наймом новых агентов заниматься не обязательно. Можно забить и на предложения игры — достаточно «освободить Лондон», то есть, зачистить карту от помеченных красным цветом сайд-квестов. За освобождение каждого района Legion выдает особенно крутого агента — тратим несколько часов на эти сайды в самом начале, и вот мы уже упакованы кадрами до конца игры. Зато гринда нет совсем.

Когда я завербовал этого красавца, он явился в убежище DedSec в обычной одежде, а не в этом великолепном костюме — разочарование.

Все это убивает систему «смешных перков». 

В Legion можно найти рекрутов с уникальным оружием, умеющих запускать полезных дронов или выводить из строя оружие врагов. Но еще тут есть икающие и воняющие персонажи, шопоголики и алкаши — это негативные «навыки», веселые, но усложняющие игру. 

В этом плане Legion напоминает Rogue Legacy, где после смерти очередного героя на выбор давали одного из трех его потомков — у каждого могли найтись свои вредные перки, с которыми приходилось мириться и в этом был своеобразный кайф. В Watch Dogs: Legion мы заранее видим все недостатки потенциальных рекрутов: икающих бомжей и светских львиц, высасывающих деньги из «общака», просто нет смысла брать в команду. Если, конечно, не задаться целью собрать самую всратую хакерскую группировку в мире и вербовать таких персонажей намеренно. 

Процесс вербовки до смешного прост.

Подходишь к любому человеку на улице и говоришь: «Йоу, вступай в DedSec, будем бунтовать». В ответ прохожий попросит об услуге — сервак взломать, украсть тачку или еще что-нибудь едва ли не уровня «сгоняй в мак за чизбургером». Поможешь — и он в деле. Вот так просто народ готов вписаться в шпионские игры со взломами военных дронов и перестрелками. Иногда попадаются ненавистники DedSec, но даже их можно перетянуть к себе, просто вместо одного такого квеста придется сделать парочку. 

При всем разнообразии персонажей, в Watch Dogs: Legion на самом деле один герой на всю игру.

Разработчики из Ubisoft проделали феноменальную работу: у меня в команде было более десяти агентов, и у каждого был уникальный голос! Но больше ничего уникального в них нет. Абсолютно все рекруты в Legion говорят с одинаковыми интонациями, у них один на всех характер и акцент, и даже общие шутки. Утонченный с виду шпион в строгом костюме, уличный музыкант, известная актриса и пчеловод — а разговаривают все как Джесси Пинкман.

В Legion некому сопереживать, тут не за кем следить — а без ярких героев никакая история не выстрелит. К агентам привязываешься не сильнее, чем к рядовым юнитам в стратегии. Вот и получается, что на самом деле главный герой Legion — это взломанный ИИ Бэгли, который помогает DedSec координировать операции. Он наставляет агентов, постоянно высказывает свое мнение (взвешенное и логичное) и смешно шутит — единственный «хороший парень» с индивидуальностью.

Даже злодеи получились какими-то безликими, чересчур карикатурными. Властный любитель порядка, готовый топить людей в крови «ради их же безопасности»; беспринципная предводительница местной лондонской мафии; одержимая технологиями визионерка, в своем помешательстве забывшая про этику — классический киберпанк-набор. Да и времени им всем уделено мало, проникнуться просто не успеваешь — полноценно взаимодействуем мы с ними лишь незадолго до развязки их арок. 

Как социальное высказывание Legion тоже не удалось.

Legion изначально выглядела как игра про тотальный контроль и закручивание гаек. В Лондоне произошла серия терактов, в результате чего правительство наняло частную военную организацию «Альбион» — для наведения порядка. Те быстро распоясались, начали лупить и сажать людей без повода, кто-то вообще после встречи с альбионовцами бесследно пропадал. И все это на фоне деятельности криминальной группировки «Банда Келли», на которую служители закона почему-то смотрят сквозь пальцы. 

Затравка пугающе-реалистичная: за нее можно простить даже традиционно пустоголовых оборванцев из DedSec, без плана бунтующих ради бунта. Когда тебя так щемят со всех сторон, действительно хочется все поскорее сломать и потом уже думать, что делать дальше. Но чем дольше играешь, тем дальше сюжет уходит от реальности. Игра не показывает естественные процессы становления диктатуры, не пытается осудить инфантильность общества, добровольно идущего под кнут. В Legion теракты, с которых все началось, подстроены и вообще все не просто так. Происходящее — это тайный заговор влиятельных людей, которые хотят захватить власть. Но есть и те, кто хочет просто город сжечь, само собой. И они всех одурачили. К финалу игра превращается в фанфик по мотивам собственной завязки, написанный фанатом теорий заговора. Всерьез такое воспринимать уже не получается. И это куда пошлее и хуже мафиозной истории Эйдена Пирса из первой части и раздолбайских приключений Маркуса Холлоуэя из сиквела, который публично порол провинившихся перед обществом политиков. 

Впрочем, среди этой белиберды есть две по-настоящему сильные арки, оторванные от основной истории — про торговлю людьми и разработку продвинутого искусственного интеллекта. Это всего два-три часа игры, но эти часы — лучшие в Legion. Обе темы достойны отдельных проектов: в рамках кусочка сюжетного режима Watch Dogs: Legion им тесно и раскрыть поднятые вопросы можно было куда глубже.

Геймплей в Watch Dogs: Legion по сравнению с предыдущими частями не изменился.

Почти все задания в игре — это проникновения на закрытые объекты. Проникать можно с шумом и взрывами — или аккуратно вырубая врагов по стелсу. И оба варианта — так себе. Потому что Watch Dogs — скверный шутер с укрытиями, а враги в нем слишком тупые, чтобы от них было интересно скрываться по стелсу. Поэтому лучше выбрать третий путь: использование дронов, взлом камер и прочее хакерство — до цели почти всегда можно добраться без непосредственного присутствия персонажа на месте. То же самое можно сказать и про предыдущие части; инструменты меняются, но суть остается. 

Механика все еще работает, но уже начинает себя изживать. В основном из-за того, что разработчики упорно играют в песочницу и игнорируют постановку. Вот тебе закрытый объект, проникай — никаких случайных событий, внезапных поворотов и постановочных сцен. А когда режиссер в дело все же вступает (изредка это случается) ничего оригинальнее ситуации «тебя раскрыли, теперь отстреливайся и беги» разработчики придумать не могут. Ну и заданий с дронами в этот раз много — платформинг за дрона-паука, преодоление препятствий летающим дроном и Ace Combat с пулеметами и ракетами за военного дрона. Последнее — весело, все остальное — нудно, затянуто и неудобно. Управление в игре вообще не особо отзывчивое.

Лондон велоколепен, но с открытым миром игра практически не работает.

Делать виртуальные слепки городов в Ubisoft умеют, в этом давно никто не сомневается. Гулять, кататься, впитывать атмосферу и проникаться можно и нужно — особенно учитывая, что в игре великолепный саундтрек, в котором можно найти не только британский рэп, но и классическую музыку, и Architects с Gorillaz. Но когда захочется большего, Legion ничего не предложит.

В сайд-квестах бывают занятные истории, но геймплей в них — все те же проникновения. А что есть помимо них? Дартс, чеканка мяча, бойцовский клуб с глючащей трехкнопочной боевой системой и поиск всякой шелухи вроде записок и очков для прокачки навыков. В этом плане вторая часть остается эталоном для серии, а Legion — это шаг назад.

С физикой машин в Watch Dogs всегда была не очень, но в этот раз вышло особенно плохо. Весь транспорт по ощущениям напоминает мотоцикл из Days Gone — управляемость плохая, веса нет, прижимную силу не чувствуешь, а при столкновении автомобили отскакивают друг от друга. Хорошо, что всегда можно включить автопилот.

Зато Watch Dogs: Legion наглядно показывает, насколько мы близки к киберпанку — и это дает пищу для размышлений.

Ситуация даже забавная — Watch Dogs: Legion не позиционирует себя как киберпанк, игра про нашу действительность… но получился как раз киберпанк. В своем мире игра лишь самую малость преувеличивает развитие технологий. Почти все, что можно увидеть в виртуальном Лондоне уже существует в нашем мире — ИИ-помощники, машины на автопилоте, сети камер с распознаванием лиц. Еще пять-десять лет и все у нас будет на том же уровне, на каком это показано в Legion. И мы к этому привыкли, ничему уже не удивляемся, но когда смотришь на все это со стороны, вдруг ПОНИМАЕШЬ. Так что можно сказать, что Watch Dogs: Legion — это самый реалистичный и близкий к нам киберпанк прямо сейчас. 


Watch Dogs: Legion вредно анализировать и разбирать на части. Она работает, пока ее разглядываешь в общих чертах и не вдаешься в детали. Это самая слабая часть трилогии, но все же — неплохая игра. Единственное, на что глаза закрыть сложно — забагованность и неоптимизированность Legion. Я проходил ее на Xbox One X и наблюдал не лучшую картинку, падения FPS до двадцати кадров и машины, материализующиеся из воздуха. И это не считая жестких багов и даже вылетов игры. На ПК же Legion на максимальных настройках взгрела даже RTX 3090 — классический кроссген. Если есть возможность и время потерпеть — лучше дождаться версии для некстген-консолей и не портить себе впечатление.