Нишевый симулятор гражданской авиации оказался одним из самых больших AAA-хитов 2020 года. И это несмотря на ПК-эксклюзивность, высокую цену и еще более высокий порог вхождения. Самое время разобраться, почему игра привлекла к себе столько внимания и что вообще собой представляет. 

Microsoft Flight Simulator (или просто MSFS) — это одна из самых древних серий в истории игровой индустрии. 

Она стартовала еще в 1979 году, когда Брюс Артвик основал компанию Sublogic и выпустил первый серьезный симулятор гражданской авиации — FS1 Flight Simulator.

С этого все начиналось сорок лет назад.

Сейчас монохромная картинка и практически полное отсутствие графики в игре смотрится дико, но в то время это было техническим чудом и коммерческий успех ему был обеспечен. В 1982 году лицензию на Flight Simulator приобрела Microsoft, начав выпускать свою версию сима. А в 1995 году компания выкупила контору Артвика вместе со всеми правами на Flight Simulator.

Выпуски MSFS стабильно выходили каждые два-четыре года, но в 2006-м, когда вышла Microsoft Flight Simulator X, серия замерла. После Microsoft выпустила только одно DLC и неудачно попытались превратить Flight Simulator в аркадный F2P-проект. Так что полноценное продолжение фанаты ждали четырнадцать лет.

Microsoft Flight Simulator — это первая игра нового поколения.

В MSFS графика максимально приблизилась к фотореализму — с этим даже эксперты из Digital Foundry согласны. Подробно описывать ее нет смысла — все наглядно показано в трейлерах. Точно воссозданные кокпиты самолетов; трехмерные облака, которые не отличить от настоящих; безумные рассветы и закаты; невероятная детализация земли; сложная и очень красивая погодная система с динамической сменой времени суток. Своей картинкой игра вызывает шок и это уже позабытое ощущение из детства, сродни первому запуску GTA 3 на компьютере, когда до этого ты играл только на «Сеге» и «Денди».

Но сильнее впечатляет ее размах. При такой детальной картинке MSFS в масштабе один к одному воссоздает всю Землю. Целиком: со всеми городами (тут хоть родной Мухосранск найти можно, хоть Припять), деревнями и аэропортами — лишь бы они были на картах. Для этого используются карты Bing и возможности искусственного интеллекта от компании Blackshark. ИИ анализирует информацию с карт, а на ее основе выстраивает трехмерное изображение и подбирает объектам текстуры. Кое-что, понятное дело, и вручную подкручивается — чтобы самые известные чудеса света выглядели достойно. Со временем же все станет еще лучше, благодаря модам — уже можно скачать модификацию, улучшающую детализацию Москвы. Правда, тут важно помнить, что моды в MSFS платные. Зато и свои творения, если они достойны, можно продавать прямо внутри игры.

И все это стримится в реальном времени с серверов Microsoft во время игры, потому что речь идет о сотнях терабайт информации. Важности и крутости технологий Blackshark даже отдельный ролик посвятили. 

В случае с MSFS не нужно разжевывать, почему технологии революционные. Все наглядно и понятно. И это первая причина народного интереса к игре — все хотят приобщиться к чему-то настолько прорывному. Своими глазами увидеть графон нового поколения, лично проверить все эти невероятные технологии, понажимать кнопочки в почти настоящем боинге и навернуть пару кругов вокруг своего дома. 

Microsoft Flight Simulator позволяет полететь в любую точку мира прямо сейчас.

Игра вышла в очень правильное время — не зря ее сравнивают с Animal Crossing: New Horizons. Та несколько месяцев назад тоже идеально попала в нерв. Симулятор спокойной, относительно беззаботной жизни на тропическом острове с возможностью летать в гости на острова друзей релизнулся в самый разгар пандемии. Все заперты в домах и страдают, а тут появляется игра, позволяющая расслабиться и хотя бы в виртуальном пространстве отдохнуть и попутешествовать. И тот факт, что кроме бесконечного балдежа в Animal Crossing почти ничего и нет, шел ей только в плюс.

С Flight Simulator та же история — кое-где ограничения уже сняли, но в полной мере к прежней жизни мы вернемся еще не скоро. Но в игре прямо сейчас можно безопасно путешествовать и любоваться планетой, почти неотличимой от настоящей. Раньше серия хоть и была популярна, но все же привлекала внимание энтузиастов, людей, интересующихся авиаций. Но про новую часть говорят вообще все. 

Лучший признак народного интереса к Microsoft Flight Simulator — в продаже все сложнее найти специализированные контроллеры. 

Чтобы получить максимальный кайф от авиасимулятора, в него нужно играть с помощью специального джойстика, а лучше — еще более навороченной системы. Такие контроллеры — штука довольно специфическая и дорогостоящая. К другим жанрам они не применимы, так что и покупают их энтузиасты. Но с выходом Microsoft Flight Simulator их начали сметать, спрос явно превышает предложение. 

Статистики от производителей пока нет, так что сужу на личном опыте — среди моих знакомых как минимум пять человек купили авиа-джойстики или наборы посерьезнее. А в моем родном городе в продаже остались только самые дорогие модели — все джойстики подешевле уже смели. Более того, у меня есть друзья, которые захотели заказать контроллеры в интернете, но большинство магазинов сообщают, что джойстиков сейчас в наличии нет и нужно ждать новых поставок. 

И благодаря потоку новых игроков, Microsoft Flight Simulator превращается в веселую игру. 

Мы пока на старте этого процесса. С релиза прошла неделя, но многие уже насмотрелись на красоты, нашли свои дома и потихоньку начинают придумывать новые развлечения. Само собой, первым делом пилоты ударились в конспирологию и отправились исследовать «Зону 51» (которая в игре засажена жилыми домами), частный остров миллиардера Джеффри Эпштейна и Бермудский треугольник.

Сама игра к безумствам не подталкивает, но кого это остановит? Люди уже устраивают шестнадцатичасовые марафоны, совершая виртуальные перелеты по реальным маршрутам. Полюбоваться можно на Twitch. Другие научились делать мертвые петли на боингах и эффектно приземляться не только на посадочные полосы, но и на стадионы и крыши домов. А как вам такое: таранишь дом своего знакомого и присылаешь ему скриншот или видео процесса! Шутка становится жуткой, если провернуть такое с незнакомым человеком… 

А еще Microsoft Flight Simulator — это действительно довольно реалистичный симулятор, если вам этого захочется.

А если нет — настройки «реалистичности» можно сбросить на минимум, чтобы летать без напрягов и просто наслаждаться видами. Дикие смешные трюки в MSFS как раз на минимальной реалистичности и выполняются — так что не судите о физике игры по роликам с вертикально взлетающим боингом. Задумана игра все же не так. Она отлично симулирует физику доступных в ней воздушных судов — от одноместных спортивных самолетов до лайнеров. Влияние погодных условий и ветра игра тоже старается показать достоверно. В этом ее вызов и заключается: посадить лайнер в грозу при сильном ветре на максимальном реализме — это настоящий хардкор, ради которого фанаты серии новые игры и покупают. 

Но я могу судить о физике игры лишь поверхностно — пилотировать мне доводилось только маленький четырехместный самолет, да и то всего раз. Но многие реальные пилоты уже попробовали игру. Есть и сильно критические отзывы — разумеется, симуляция в игре не идеальна. Свои косяки есть и в управлении большими судами, и в полетах на маленьких самолетах. Но в целом, опуская детали, большинство пилотов признают, что симуляция вышла хорошей, местами действительно приближенной к реальности. Пилотом MSFS вас не сделает, но базовые вещи объяснит и в авиацию влюбить попытается. А там уж как пойдет — Брюс Дикинсон, вокалист Iron Maiden, тоже любил полетать в MSFS, а потом взял, да и выучился на пилота, даже боинги пилотировал.

Историю Брюса Дикинсона мы рассказывали в отдельном материале об эпичном туре Iron Maiden.

Но к новичкам Microsoft Flight Simulator все же беспощадна.

В первую очередь, по части управления. Упрощенная схема для геймпада, к счастью, работает, но если захотите поиграть с клавиатурой и мышкой… Разработчики раскидали команды буквально по всем клавишам и выдумали десятки их комбинаций. Проще все горячие клавиши «Фотошопа» запомнить, чем разобраться с MSFS. При этом управление основными системами по-умолчанию вообще поставили на Num-блок, которого сегодня у многих на клавиатуре нет.

Помимо этого, в игре очень, слишком много настроек. Разбираться в них долго и нудно. Особенно, если вы захотите переназначить управление на клавиатуре — один только список команд там придется листать около минуты. Новая MSFS дружелюбнее старых частей, но с ноги в нее залететь все-таки не получится.

Лучше, конечно, играть так. Большую часть популярных контроллеров игра определяет и сама назначает все команды.

Microsoft Flight Simulator — игра будущего во всех смыслах, потому что ни один современный компьютер не может запустить ее идеально. 

От крутых моментов переходим к печальным, но ожидаемым. У MSFS очень высокие системные требования. Если ПК соответствует минимальным — можно рассчитывать на нестабильные 30 кадров при 1080p и низких настройках. Если же говорить о 4К и максималках — ни один современный компьютер не может обеспечить стабильные 60 кадров при таких параметрах. Сильнее всего производительность упирается в процессор — его игра нагружает по максимумы за секунды. Но с той же скоростью она забивает и оперативную, и видеопамять. На фоне этого игру в издании TweakTown пытались и в 8К запустить, но даже Nvidia Titan RTX с 24 Гб видеопамяти смогла с такими параметрами выдать только 10 кадров в секунду. 

В общем, не зря MSFS называют новой Crysis. Она станет ультимативным «живым» бенчмарком на долгие годы. И в целом это нормально — игра действительно с заделом на будущее, расширяющая технологические рамки. Да и сверхвысокий высокий фреймрейт в авиасиме не так уж важен, будем честны. 

В то же время можно понять и людей, купивших игру за 8000 рублей (столько стоит максимальное издание), а теперь столкнувшихся с тормозами. А в отдельных случаях тормозить MSFS может зрелищно — в ночное время с видом из кокпита она может внезапно уронить частоту кадров до пяти-десяти даже на довольно мощных системах. В основном из-за этого пользовательский рейтинг у игры на «Метакритике» заметно ниже оценок журналистов — 71 балл проти 93, да и в Steam отзывы сейчас смешанные.

Но некоторых больше раздражают баги и неточности карт. 

Одно дело тормоза, а другое — внезапные вылеты на рабочий стол и бесконечные экраны загрузки. Впрочем, и тормоза бывают разными. У кого-то игра притормаживает иногда, например, когда начинает активно подгружать данные из облака, у других же она тупит всегда. Десять кадров в секунду на дорогой видеокарте и непонятно, что делать. А еще первый урок в местной летной школе непроходим, а автопилот через раз пытает отправить самолет в штопор или впечатать в небоскреб. Но справедливости ради: глючность — особенность всех выпусков серии. Это не хорошо, но наивно было бы ждать, что новая часть этих проблем избежит.

А вот неточности карты — тема более скользкая. Алгоритмы ИИ не идеальны и дают сбои. Странно ругать за них игру, в которой воссоздана целая планета, но некоторые случаи забавны и бросаются в глаза. Так, на месте горы Рашмор с выбитыми в скалах президентами США красуются четыре жилых многоэтажки. В пригороде Мельбурна довольно быстро обнаружили монолит в двести с лишним этажей, который появился там из-за опечатки. В Гренландии можно наткнуться на титанических размеров ледник, которого на самом деле не существует, а оба полюса выглядят как белая пустыня с глючащими текстурами. Да и вообще: сотни мировых достопримечательностей в игре либо остаются в плоском формате, либо заменяется движком на небоскребы и жилые дома. Но едва ли Microsoft оставит это без внимания — патчи уже в пути. А где-то и моды помогут.


В финале таких материалов обычно идет вывод — стоит ли пробовать игру. Стоит ли терпеть ее конский ценник, баги и тормоза. Стоит ли ломать голову над управлением и настройками, а то и деньги в специальный контроллер вбухивать. Да, стоит.