На этой неделе десятилетие празднует величайшая игра о скейтбординге — Skate 3. С 2010 года я играю в нее почти без перерывов, стабильно запуская как минимум пару раз в неделю. Ни в одну другую игру я не залипал так долго. И хотя продолжение EA анонсировать не спешит, сама Skate 3 продолжает жить. Сегодня в нее можно играть на Xbox One, у нее есть активное комьюнити и даже работающие онлайн-сервера. По случаю юбилея я расскажу, чем же Skate 3 так важна и как она заменила мне катание на настоящей доске.

Я пропустил игры Тони Хоука времен PlayStation 1.

Для многих людей моего поколения любовь к играм про скейтбординг началась с первых частей Tony Hawk’s Pro Skater. Но у меня не было своей PS1 и я их полностью пропустил. Так что скейтбординг ни в каком виде не волновал меня довольно долго. 

Игры Тони Хоука для меня начались с Tony Hawk’s Underground 2 и American Wasteland — на них же и закончилась. Но свое предназначение они выполнили. Пиратские копии этих игр попали ко мне году в 2006-м. Это был тот еще опыт: вылеты, неадекватное управление, промтовский перевод — духу времени все соответствовало. Однако своим панковским духом, дурацким юмором, бодрым музоном, катанием не только на скейтах, но и на BMX, и инвалидных колясках, игры успешно продали мне всю эту «экстремальную» субкультуру. На фоне кайфа от «Тони Хоуков» мы с группой друзей всерьез заинтересовались скейтбордингом, начали смотреть ролики Родни Маллена, Бэма Марджеры, самого Тони Хоука и других скейтеров. 

Примерно в 2007 году я купил первый скейтборд, но крутым скейтером в итоге так и не стал.

У нас с друзьями сформировалась увлеченная скейтбордингом компания и к 2007 году мы все купили себе доски. Кататься ходили на автодром недалеко от моего дома. С наличием такой площадки нам повезло — ровный, мягкий асфальт, две эстакады с перекладинами, машин почти никогда нет. Нас, конечно, иногда гоняла охрана, но большую часть времени на наше катание закрывали глаза. В город тоже порой ходили, но на «своем» автодроме было уютнее.

Первый год мы просто катались — в буквальном смысле. Этого хватало, трюкачить было слишком страшно. А вот со второго сезона мы начали пытаться что-то изобразить. Научились держать мануалы, делать резкие развороты , освоили базовые олли, кик и хилфлипы, поп шовит и другие основные трюки. Скользить по перекладинам тоже пытались, но не особо получалось. И все же наши скейты еле выдерживали один сезон. 

Очень хотелось выглядеть так, но падать с перил особенно больно. К тому же ни скейты, ни перила после таких трюков долго не живут.

Главным же развлечением был разгон с эстакады и прыжки с нее же. Это мою скейтерскую карьеру и погубило. Под конец третьего года катания я крайне неудачно приземлился после прыжка с малой эстакады (высота там около полутора метров) и повредил пятку. Хромал месяц, было подозрение на трещину в пяточной кости. А пятка — это губчатая кость, и заживает она не особо хорошо. Если бы подтвердилось — хромал бы до сих пор. 

По факту, ничто не мешало мне встать на доску после выздоровления. Но победил страх. Просто кататься уже не хотелось, а трюкачить было слишком боязно. Кайф от доски я помню до сих пор, но ноги дороже. К тому же примерно в то же время я увидел интервью, в котором Честер Беннингтон из Linkin Park рассказывал, как его друг умер после падения со скейтборда. Да и своими глазами я жуткие падения видел. Скейт это штука такая — если вышел кататься, то точно пару раз за день грохнешься. Особенно меня впечатлило, как мой друг, пытаясь сделать импосибл, с силой вбил деку себе в яйца — хорошо, что без них не остался!

Skate буквально стала для меня заменой реальному катанию.

Серия Skate стартовала в том же 2007 году. До этого в жанре монополистом были Activision с Тони Хоуком, но после American Wasteland серию понесло хрен знает куда, и больше ни одной хорошей игры в ее рамках не вышло. Но субкультура все еще была на пике и спрос на жанр сохранялся — вот EA и прыгнула в свободную нишу. 

Но самое главное — Skate не копировала симуляторы Тони Хока. Разработавшая игру студия Black Box (ныне почившая) придумала новый вариант управления: движения правым стиком в противовес выбиванию комбинаций кнопками у Хоука. Это сделало геймплей одновременно реалистичнее, сложнее и увлекательнее. Кайфануть получалось даже от выполнения не самых сложных трюков и комбинаций. Потому что жесты стиками тактильнее и требуют больше усилий, чем простое нажатие пары кнопок. Но в то же время такой подход более интуитивный. Отклонил стик вниз и резко дернул его вверх — получился олли, совсем как щелчок в реальной жизни. Въехать в Skate куда проще, чем в любую другую игру про скейтбординг. 

Кроме того, в игре была реалистичная для своего времени физика. Она и катание делала интереснее, и падения превращала в настоящее шоу. Игра создавала четкое ощущение, что доска не приклеена к персонажу. Да и движения скейтеров в Skate после игр Activision тоже впечатляли реализмом. Позже я даже подглядывал технику выполнения поп шовит в Skate 2. Благодаря реализму, физике и интуитивному управлению игра и стала для меня заменой реальному катанию, по которому я скучал и скучаю до сих пор. Со временем между мной и доской встал не только страх, но и учеба в институте с работой — только Skate и спасала. Но если Skate 4 когда-нибудь все же анонсируют, встану на доску снова!

Skate 3 — это ультимативный симулятор скейтбординга, хотя и первые две части по-своему хороши.

В Skate 3 для катания доступны как компактные скейт-парки, так и целый городок — вроде и достаточно реалистичный, а вроде и будто бы для скейтеров спроектированный. В городе хватает как «обычных» районов, так и максимально экстремальных, в которых можно творить великие трюки: самоубийственный карьер, здание завода и даже проложенные по крышам трассы. А если экстрима не хватает, то можно накидать на локациях своих рамп и трамплинов. 

Впрочем, некоторым кажется, что физика во второй части была честнее. В третьей она и вправду чуть проще и иногда все же помогает не упасть. Другим первая и вторая часть больше нравится дизайном парков и городских локаций. Но как ни крути, Skate 3 — самый большой, разнообразный и красивый выпуск серии, хоть и сделали ее всего за год. Она же нашла идеальный баланс между реализмом и панк-угаром из игр Тони Хоука. В ней можно вытворять штуки не менее безумные, чем в той же American Wasteland, но скиллов это требует не менее диких. И не забывайте про крутейшие испытания из серии Hall of Meat, в которых нужно делать не трюки, а убиваться максимально брутально, пытаясь переломать все кости своему персонажу. На их основе можно было вообще отдельную игру сделать.

С третьей частью вообще приключилась забавная история. В 2010 году, когда она вышла, популярность субкультуры сильно упала и спрос на подобные игры был слабым. Продалась игра не особенно хорошо, это, вероятно, и поставило крест на четвертой части. Но спустя три года на Skate 3 обратил внимание Пьюдипай. Он провел по игре серию летсплеев, некоторые ютуберы последовали его примеру и спрос на Skate 3 взлетел настолько, что EA напечатали новый тираж дисков. Фактически достали мертвеца из могилы. Позже игра вошла в библиотеку обратной совместимости Xbox One и в подписку EA Access, а с 2019 года в ней снова заработали онлайн-сервера.

В Skate 3 шикарный саундтрек.

Музыка из Skate 3 в некоторой степени повлияла на мои вкусы и открыла ряд групп. Саундтрек не ограничивается одним только поп и скейт-панком. Тут есть все — от классического метала и пост-панка до хардкорного хип-хопа и рэгги. Beastie Boys, Dinosaur Jr, Joy Division, Mobb Deep — подборка из почти шестидесяти треков, по качеству не уступающая легендарным саундтрекам Need For Speed начала-середины нулевых.

Skate 3 — все еще одна из лучших игр для чилла.

Она универсальна. В нее можно играть хардкорно, выполнять сложнейшие комбо и челленджи. Есть даже видеоблогеры, которые до сих пор этим занимаются — например, ZexyZek или Toasty Ghost. Этому способствуют и богатая механика, и возможность строить собственные парки, чтобы потом делиться ими с другими игроками. 

Но в то же время Skate 3 — это игра, которую можно включить, слушая музыку или общаясь с друзьями по скайпу. Можно выставить легкую сложность с пониженной реалистичностью и просто расслабиться. Катаешься по городу, прыгаешь, крутишь кикфлипы, иногда смеешься из-за того, как смешно разбился твой персонаж — кайф. Кроме того она — один из лучших вариантов для посиделок с друзьями (пока не актуально, но когда-нибудь получше-то станет). Влиться легко, что на экране происходит — понятно, а что-то уморительное случается буквально каждую минуту.


Скейтбординг жив и все еще популярен во всем мире, но хороших новых игр про катание на доске не видать. Со времен Skate 3, лучшее, что выходила в жанре — это мобильная Skate City от разработчиков серии Alto’s. Однако слухи о ремастере Skate 3 или даже продолжении в последнее время усилились. Да еще и Activision буквально вот-вот анонсировала ремейк первых двух частей Tony Hawk’s Pro Skater. Так что жанр еще может вернуться.