Далеко в Гималаях есть индийский штат Аруначал-Прадеш, что переводится как «Земля залитых светом гор». В нем есть плодородная долина, которую населяет народ апатани, одно из самых необычных племен в мире. Апатани 11 тысяч лет, они живут в уникальном микроклимате и всегда были странными и необычными даже не фоне других тибето-бирманских народов. А еще у них свой уникальный культ Солнца-Луны и процветает примитивный анархо-капитализм. Чертовски интересные ребята.

«Самые красивые женщины в Аруначал-Прадеш»

Апатани стали известны на Западе благодаря экзотичности их женщин. Они делают татуировки на лицах и носят пирсинг в носу, который на взгляд других народов (даже соседей) крайне уродует их. Носить втулки в носу девушка начинает с начала первых месячных: она проходит ритуал инициации, и ей делают первый пирсинг.

Объяснение у традиции простое: женщины-апатани всегда считались самыми красивыми в Аруначал-Прадеш, и многие воинственные племена устраивали набеги на долину, чтобы пленить их. В какой-то момент пришлось намеренно уродовать себя, отпугивая жадные взгляды воинов. Мужчины-апатани отличаются смелостью и честью, но на фоне соседей-дафла выглядят почти пацифистами.

История апатани

К слову, мужчины у них тоже выглядят экзотично

Апатани — древний народ, их предки пришли в долину (она называется Зиро) 11 тысяч лет назад, и им очень повезло с выбором места. Когда-то здесь было большое озеро, со временем оно высохло и оставило после себя богатейшие отложения. Здесь, в отличие от соседних земель, очень плодородная почва. Почти оазис. Вот почему апатани словно законсервировались здесь: тысячи лет они живут в маленькой долине размером 10 на 3 километра. Сейчас их здесь около 26 тысяч человек.

До недавнего времени народ был почти изолированным, он не сталкивались ни с государствами, ни с какими-либо правительствами. Апатани не ведали никаких религий, кроме собственной. Их лишь периодически тревожили соседи-скотоводы, с которыми у них сложились сложные отношения: то симбиоз, то конфликт.

Апатани издревле преуспели в рисоводстве. Благодаря уникальным условиям их всегда было больше, чем соседей, они жили плотнее и могли скооперироваться, чтобы дать отпор. Их окружали племена пастухов, которые периодически нападали, но в мирное время пасли за них скот. Дело в том, что апатани очень ценят быков-митханов и используют их как крупную валюту. Но сами пасти почти не умеют, рисоводство отнимает все время. Вот тогда на помощь приходят враги-друзья дафла.

Религия апатани

Надгробное святилище

Религия, которую исповедуют апатани, называется Доньи-Поло — «Солнце-Луна», причем Солнце здесь — женское божество, а Луна — мужское. Племя верит, что все сущее создал бог Седи, который принес себя в жертву. Из его волос возникли леса, из костей — горы, из слез — реки и дожди. А из его глаз возникли Доньи и Поло. Их образы перекликаются с китайским Инь-Ян: теплое и холодное, день и ночь, женское и мужское. И обе стороны нужно держать в балансе — тогда все будет в изобилии.

Еще апатани, несмотря на то, что живут в долине с допотопных времен, помнят, что пришли откуда-то из Тибета. Они верят, что их отправил сюда первопредок Аботени, который выступает как местный Прометей. Он завещал им поклоняться Доньи и Поло, научил сеять рис и почитать бронзу как священный материал.

При этом племя не считает, что Доньи и Поло противоречат друг другу. Богиня солнца помогает увидеть правильное и этичное, а бог луны — неправильное и неэтичное. Если же человек не следует за светом солнца и луны, он теряет удачу и жизненную силу, своего рода ману.

Священнослужитель-ньибу является чем-то переходным между шаманом и священником. Он должен уметь петь гимны, подносить дары богам, но при этом не считается правомочным, если не способен впадать в экстатические состояния. Раньше практиковались человеческие жертвоприношения, сейчас обходятся курицами.

Уравнительный анархо-капитализм: уникальное общество апатани

Издревле сложилось так, что в долине, где живет племя, стоит 7 деревень. В каждой из них свое сообщество, но все деревни много и часто взаимодействуют. Общество стоит на постоянном обмене подарками и сложном сочетании гостеприимства, долгов и любезностей: «ты мне — я тебе».

Любопытно, что, в отличие от представлений в духе Энгельса (чем примитивнее экономика, тем ближе к первобытному коммунизму), у апатани очень силен институт частной собственности. Коллективной собственности практически нет, только кладбища и площади для собраний.

Частное блюдется свято. При этом общество довольно эгалитарно. Но как удалось избежать монополизации и концентрации всех земель в руках элиты? У племени есть система противовеса — обычай лисуду, вроде потлача у североамериканских индейцев.

Чем богаче твоя семья — тем более хрупкой становится твоя честь. Чтобы поддерживать ее, нужно периодически устраивать фестиваль раздаривания или даже уничтожения имущества (уничтожение — тоже подарок, но богам). В пылу лисуду иной хозяин так увлекается, что рискует уничтожить все богатства, включая быков, и тогда соседи отговаривают его.

Проще говоря, у апатани есть две сдерживающих друг друга валюты: богатства и честь. И нужно уметь балансировать между ними. Собственно, фестиваль лисуду раньше был единственным случаем, когда жители долины ели мясо. Но и с белком у них было неплохо: они приспособились выращивать рыбу в тех же запрудах, где растет рис.

При этом мир апатани — не утопия. Здесь есть разделение на элитные рода (мите) и плебейские (мура). Правда, их отличие не в материальном расслоении, а в той самой накопленной чести. Какой-нибудь мите может быть беднее какого-нибудь муре, но общество будет смотреть на него как на более возвышенного. Впрочем, все это выражается в ритуалах, а не в насилии и принуждении.

Раньше имело место и рабство, практиковалось батрачество, так что это не идеал свободной жизни. Но, по крайней мере, апатани всегда отличались миролюбием. Вопросы предпочитали решать как раз фестивалями потлача. В худшем случае сообщество могло разрешить коллективную дуэль. Главное правило всех деревень: мужчины могут разбираться в своих конфликтах как захотят, лишь бы не пострадал никто со стороны. Но также не должны пострадать честь и имущество. Такой, вот, анкап — частное решение вопросов.


Возвращаясь к обычаю делать татуировки на лице и носовой пирсинг: женщины племени перестали делать их еще в 1970-е. Пришла цивилизация, набегов коварных дафла за женами больше не практикуется. Но апатани на удивление сохраняют свой старый быт: работают мотыгами, оценивают капиталы быками и бронзовыми пластинами, верят в Солнце-Доньи и Луну-Поло. Их благословенная плодородная долина позволяет быть изолированными даже сейчас.