Нам всем довольно хорошо понятна концепция американского термина «cool», хотя она и относится к другой культуре. Мы понимаем, что это обозначает крутость, хотя русскоязычная «крутость» — более всеобъемлющее определение. Слово cool — конкретнее, оно делает упор на сдержанность, самообладание, подчеркнутую самость человека. От слова cool веет прохладой.
Но вот, что действительно круто: сама по себе концепция сленгового cool имеет сложную историю и неожиданный религиозный подтекст. Причем подтекст языческий, африканский. Американское понимание крутости во многом берет свое начало в культах народа йоруба. Как, кстати, и вуду.
«Уповай на Итуту, молю тебя. Итуту, нетрепетность и покой разума и сердца, превыше всего. Как вы на юге это зовете, или юг не так крут, чтоб в покое пребывать?».
— Марлон Джеймс, «Черный леопард, рыжий волк».
Как вы уже поняли, Иту́ту — это и есть та самая вещь, от которой произошло американское cool. Но что это такое, и как так получилось? Словом Итуту у западноафриканского народа йоруба называлась довольно сложная гамма чувств и оттенков.
Итуту — это сдержанная величавость вождя. Итуту — это ледяная проницательность шамана, который словно бы смотрит одновременно поверх людей и сквозь них. Итуту — это сосредоточенное, но почти безмятежное выражение лица немолодого воина, который идет в атаку. Практически все искусство народа йоруба рефлексирует на тему Итуту и пытается передать его прохладную величественность.
При этом Итуту — не только эстетическая концепция. Йоруба считали (да и сейчас, наверняка, считают), что Итуту — знак особого расположения богов и связи с ними. Холодная сдержанная крутость — вот та благодать, которую ожидают от своих отстраненных и горделивых богов люди йоруба. Считается, что Итуту нельзя симулировать, его можно лишь воспитать в себе при поддержке духов.
Слово Итуту буквально переводится как «прохладный», но в переносном смысле означает «крутой». Собственно говоря, как и в современном английском. Любопытно, что едва ли не чаще остальных персонажей (царей, цариц, иных богов) это выражение лица встречается у божества Ибеджи. Он, вернее они — это космическая фигура в виде сиамских близнецов, которая подразумевает сразу множество смыслов: от единства и борьбы противоположностей, до удачи и фертильности. В общем, Ибеджи невероятно крут и заслуживает носить печать Итуту.
То, как именно божественное Итуту превратилось в cool, представить нетрудно. Рабы, привезенные в Америку, как правило, были родом из Западной Африки и многие из них были представителями народа йоруба. Однако даже по другую сторону океана они сохранили многие ключевые для их культуры элементы. Так, например, возник культ вуду, который является отражением религии йоруба (даже названия божеств — те же). Так сохранилась идея Итуту, хоть и сильно мутировавшая в новых условиях. Впервые это явление описал в 1973 году в своей книге An Aesthetic of the Cool («Эстетика крутого») американский историк Роберт Феррис Томпсон.
Афроамериканцы продолжали уповать на Итуту и пестовать его, чувствуя его невероятную важность, но уже не помня корней. Эстетика крутости осталась, осталось даже слово (правда, будучи переведенным на английский). Исчезла именно религиозная составляющая Итуту. Боги отвернулись от наследников йоруба, и наследники йоруба отвернулись от богов. Но жажда быть величаво-прохладным останется с ними навсегда.
Чтобы понять, что эстетика Итуту до сих пор важна для современных черных, достаточно посмотреть на Notorious B.I.G. и Телониуса Монка. В них Итуту столько, что хватило бы на десятерых воинов йоруба:
Отдельно стоит вспомнить современного американского джазмена Камаси Вашингтона. Notorious B.I.G. и Телониус Монк были ярчайшими носителями Итуту, но больше стихийными. Скорее всего, они даже не были знакомы с термином и его историей. Другое дело — Камаси, этот не только взращивает в себе Итуту, но и прекрасно знаком с культурой йоруба. Его внутренняя крутость соединяется со знанием предыстории. Тем и хорош.
Особенно сильно влияние эстетики Итуту видно в его клипе Street Fighter. Ярчайшая вещь в современном джазе: