Старое доброе Средневековье! Автор «Молота ведьм» оказывается грязным извращенцем, суккуб возводит на престол Папу Римского, крестьяне восстают из-за права первой ночи, а за анальный секс дают семь лет епитимьи.
Наказание за анал и секс с мертвой женой — церковь регулирует половую жизнь
В раннем Средневековье церковь еще не полностью подмяла под себя половую жизнь мирян. Как пишет в статье «Средневековье: секс, еда и культура», доктор исторических наук А.И. Сидоров, в эту эпоху дворяне и церковные иерархи частенько жили с конкубинами (наложницами), а браки простолюдинов заключались просто по факту длительного сожительства.
Постепенно гайки закручивались, и церковь подчинила себе всю сексуальную жизнь, вплоть до проституции. Про приключения святых отцов с блудницами мы подробнее писали в другой нашей статье, а здесь расскажем о других аспектах сексуальной жизни Средневековья.
По словам того же А.И. Сидорова, священнослужители вели себя довольно раскованно, не брезгуя даже малолетними послушниками в монастырях, мирянам же запрещали многое. Например, секс должен был происходить только в миссионерской позе. Все остальные действия считались извращением, и за них накладывалась епитимья — наказание в виде ограничения в еде или еще в чем-то.
Как пишет А.И. Сидоров: «За анальный секс могли назначить семь лет покаяния с очень строгими ограничениями по питанию и жестким режимом молитв».
Но даже этих ограничений было мало. По мнению средневековых пасторов, жена в постели должна быть молчаливой, холодной и отстраненной, делая вид, что сам процесс ей не очень интересен. Однажды эти рекомендации привели к дикому случаю. По легенде, некий благородный господин, вернувшись поздней ночью с охоты, решил проведать благоверную. Она была как обычно тиха и молчалива, и он, по-быстрому закончив свои дела, отправился почивать. Позже он с ужасом обнаружил, что занимался сексом с мертвой женой, так как она скончалась незадолго до его возвращения. После этого случая жен обязали иногда во время секса проявлять признаки жизни, чтобы избежать конфузов.
Ограничивая других, сами священники ни в чем себе не отказывали. Помимо походов в бордели и использования для утех молодых учеников, доставалось и мирянам. Так, Розали Гилберт в книге «Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях» рассказывает о священнике по имени Пьер Клерг. Блудливый пастор из французской деревни Монтайо, воспользовавшись отсутствием матери дома, уговорил пятнадцатилетнюю Грациду Рив заняться сексом. Вернувшаяся мать не избила негодяя чем попало, а восприняла подобный поступок спокойно и не обращала внимания на визиты к дочери похотливого Пьера. И даже после того, как он устроил брак Грациды и другого Пьера по фамилии Лизье, связь продолжалась с согласия мужа, пока девушке это не надоело. Вот такая шведская семья по-французски.
Целомудрие превыше всего — пояс верности
Как избежать появления рогов, на которых неудобно носить шлем крестоносца? Конечно же, использовать пояс верности — конструкцию из металла, не дающую любовникам добраться до юной леди… Примерно так звучит распространенная еще с XIX века легенда о возникновении и распространении поясов верности в Средние века. И как подтверждение этой байки в музеях Парижа и Лондона даже выставлены некоторые образцы.
Современные исследователи скептически относятся к реальности использования этого предмета в те давние времена. Американский историк-медиевист Альбрехт Классен в книге «Средневековый пояс верности: Процесс появления мифа (Новое средневековье)» указывает на то, что долгое ношение подобного предмета одежды «…Противоречит современным медицинским исследованиям, потому как женщина просто не смогла бы выжить, из-за появления серьезных проблем со здоровьем, связанных с гигиеной, которые бы начались у нее спустя всего пару дней ношения».
Ну а исследования образцов в музеях выявило, что все они относятся к XIX веку. Как написала в своей статье для British Medical Journal историк Лесли Смит: «Я ездила за границу и смотрела коллекции произведений искусства, но до сих пор не видела пояса верности, происхождение которого из Средневековья можно было бы доказать».
Так откуда же появился этот миф? Истоков несколько. Богословы раннего Средневековья не раз упоминают cingulum castitatis — пояс целомудрия на латыни. Но они используют это выражение образно, умоляя защитить себя от искушения впасть в плотских грех. Например, богослов и ученый Карла Великого по имени Алкуин просит: «Избавь меня от прошлых грехов, защити от нынешних, укрепи от будущих. Дай мне воздержание от еды и питья, пояс верности целомудрия, чистоту сердца и уст». Сомнительно, что он желал себе железный вариант нательного белья.
Следующий исток — первое изображение пояса верности, которое известно из трактата об осадных машинах. Написан он в 1405 году немецким инженером и художником Конрадом Кизером. Кроме действительно серьезных описаний инженерных новинок тех лет, в книге имеется и юмористический раздел. Там описывается устройство плаща невидимки и пояса верности, который, по словам автора, носят флорентийские женщины, чтобы защитить свою добродетель от насильников. По мнению все того же Классена: «Но это шутка, и ничего больше, на что указывают контекст и чудовищность металлической клетки».
Следующий исток легенды — это гравюры, известные с XVI века. Все они объединены похожими сюжетами: полуобнаженная женщина в поясе верности передает ключ старому и уродливому супругу с ослиными ушами, или другими признаками дурака и ревнивца, а недалеко притаился юноша с таким же ключом. Данные изображения скорее образно показывают глупость ревнивых мужей и неверность жен, чем доказывают реальное существование практики применения подобных поясов.
Самым лучшим доказательством существования этого предмета в Средние века была бы археологическая находка. И она даже упоминается в книге профессора Эрика Джона Дингуолла «Пояс целомудрия. Медико-историческое исследование». Дингуолл пишет, что в конце XIX века, некий Антон Пачингер, немецкий коллекционер древностей, раскопал в Австрии скелет молодой женщины в поясе верности, и эти останки датировались XVI веком. Но, к сожалению, позже скелет куда-то пропал.
Так существовал ли в реальности пояс верности в Средневековье? Скорее нет, чем да, а нынешней популярности этого предмета мы обязаны пуританам из Викторианской эпохи, любившим мрачные байки об ужасном прошлом, а также кузнецам, нагревавшим руки, продавая легковерным людям «самые настоящие пояса верности».
Jus primae noctis — право первой ночи
Одной из знаменитых традиций Средневековья является «право сеньора», более известное нам как «право первой ночи». Даже в фильме Мела Гибсона «Храброе сердце» показан этот отвратительный обычай, когда невесту друга главного героя забирает местный лорд и убивает за отказ провести с ним ночь.
Историческими корнями данной традиции мог быть германский «байлагер». Согласно нему, лорд мог провести ночь с любой зависимой от него девушкой сразу после ее свадьбы. Чтобы этого избежать, жених выплачивал выкуп. Позже секс заменили на символы. В одних местностях на свадьбе господин перепрыгивал через невесту, в других — клал голую ногу на брачное ложе.
Но бывали случаи и посерьезнее. К примеру, в конце XV века каталонские крестьяне обвинили своих лордов в том, что они приставали к девушкам, лежащим на брачном ложе, вместо того чтобы по традиции просто переступить через них. В итоге крестьяне восстали и, победив, потребовали упразднить этот позорный обычай, что и было сделано испугавшимися народного гнева феодалами.
Впрочем, по утверждению историка-медиевиста Анны Адашинской в статье «Как придумывали средневековую историю», подобные традиции чаще всего просто юридически и символически показывали зависимость крестьян от лордов и позволяли тем, под угрозой реализации «права лорда», требовать с молодоженов отступные.
Тем не менее, решение арбитражного суда в испанском городе Гваделупе 1486 года с помощью которого король Эдуард Католик отменил право первой ночи у своих лордов, говорит о том, что подобное юридическое право существовало хотя бы в теории.
Суккубы и «Молот ведьм» — секс и демонология
Мир секса в Средние века был наполнен мистикой. По мнению священников того времени, мужчины и женщины постоянно подвергались опасности атаки колдовских и демонических сил. Особенно часто в использовании колдовства обвиняли женщин, приписывая им склонность к магии и разврату.
Автор знаменитого трактата «Молот ведьм» Генрих Крамер считал, что женщины могли с помощью колдовских сил лишать мужчин потенции и вообще всячески вредить с помощью магии. Правда, не все современники воспринимали Крамера как пример искреннего борца за целомудрие и веру. Историк Ксения Чепикова в своей лекции приводит случай, произошедший в 1485 году в городе Инсбруке. Крамер обвинил несколько женщин в колдовстве, но когда он допрашивал предполагаемых ведьм, произошел конфуз. Местный епископ, почитав материалы дознания был неприятно удивлен; борец за целомудрие с каким-то маниакальным интересом выспрашивал у женщин подробности их интимной жизни: с кем, в какой позе, сколько раз и так далее. В итоге несчастные дамы были освобождены, а старого извращенца вежливо попросили на выход.
Тем не менее, многие церковники воспринимали ведьм как вполне реальных и описывали их взаимодействие с демонами-искусителями с удивительными подробностями. Парижский епископ XIII века Гильом Овернский считал, что демоны не имели физического воплощения, и поэтому не могли зачинать детей. А следовательно, они шли на хитрость: в виде суккуба (демона-женщины) соблазняли мужчин, получали от них семя и уже в виде инкуба (демона-мужчины) наполняли этим семенем женщин, от чего рождались жуткие чудовища.
Инкубы имели необычные особенности физического строения. Исследователь Александр Евгеньевич Махов в книге «Hostis antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря», так описывает их внешний вид: «Инкубу приписывали необычную физическую природу: его член изображается раздвоенным; похожим на змею; на железный прут; на горящую головню; на член мула; он ледяной, как, впрочем, и сперма демона».
Суккубы же выглядели как соблазнительные женщины, готовые на все, чтобы сбить праведника с пути истинного. В этой же книге автор рассказывает про священника Бенуа Берна, которого сожгли в восьмидесятилетнем возрасте. Пастор утверждал, что прожил сорок лет с прекрасным суккубом по имени Гермиона.
Но, интереснее всего история, произошедшая в Вильно в 1597 году и рассказанная в XVII веке Адрианом Регенвольсом, польским автором. Некий Захария посватался к Бьетке, но ее родители отказали бедняку, тогда он загрустил и наложил на себя руки, а восстал уже в виде духа-инкуба и предложил девушке выйти за него замуж. Так и произошло, и слухи о деве, живущей с демоном, разбежались по всем землям, после чего к Бьетке пришел успех. Она брала деньги за предсказания, сделанные ее мужем и стала баснословно богатой, пока история не закончилась трагикомически. В Вильно приехал итальянский колдун, у которого сбежал из кольца его личный демон-помощник. Дед присмотрелся к Захарии и узнал своего беглеца, дурачившего девушку и окружающих. Поймав демона и заключив его обратно в кольцо, довольный колдун укатил восвояси.
Даже самые высокие церковные иерархи не стеснялись иметь дело с суккубами. В книге, «Придворные мелочи» написанной Уолтером Мейпсом в 1185 году, рассказывается о молодом человеке по имени Герберт Орильякский, который позже стал папой Сильвестром II. Однажды этот пылкий юноша встретил девушку по имени Меридиана, которая предложила ему секс, богатство и власть, если он будет верен только ей. Юноша согласился, совершенно не переживая о том, что договорился с суккубом. В итоге на папский престол взошел новый понтифик, Сильвестр II, только перед смертью он покаялся в сожительстве с демоном.
Люди Средневековья жили в удивительном мире. Во тьме их подстерегали очаровательные суккубы, их жены носили пояса верности, а феодалы вовсю пользовались правом лорда. Но, как мы видим, все это существует лишь в поздних легендах о Средних веках.