Продолжаем нашу серию статей о сексуальных обычаях разных экзотических народов. На этот раз мы добрались до острова Таити, воспетого Гогеном и проклинаемого Куком. Здесь царила абсолютная сексуальная свобода, которая восхищала и пугала европейцев. Огромной властью пользовался мистический орден промискуитета и процветало детоубийство. А еще отсюда вы узнаете, как умер тот самый герой Мауи из «Моаны», и как с этим связана зубастая вагина.
Райский остров, полный раскрепощенных женщин. Первые впечатления европейцев о Таити
Остров Таити был открыт французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем 2 апреля 1768 года. И то, что он написал в своих дневниках позже всколыхнуло европейское общество, ведь таитяне в них были изображены как наивные и чистые люди, живущие в раю.
Особенно Бугенвиля поразили таитянские женщины. Как только европейский корабль прибыл к острову, к нему подплыла лодка с островитянами, и одна из девушек взошла на борт. Процитируем восхищенного француза, согласно его книге «Кругосветное путешествие на фрегате “Будёз” и транспорте “Этуаль” в 1766-1769 годах»:
«…Девушка беззаботно уронила одежду, покрывавшую ее, и открыла все свои прелести, те, что Венера показывала фригийскому пастуху, прелести имевшие, разумеется, неземные формы этой богини».
Позже многие мореплаватели посетили Таити и другие острова Полинезии, и миф об Эдеме, где живут чистые и наивные туземцы, развеялся. Полинезийцы оказались такими же людьми, как и повсюду в мире: вороватыми, ленивыми, коварными и жестокими. А некоторые даже занимались каннибализмом.
Однако один миф, принесенный в Европу Бугенвилем, оказался правдой. Островитяне были на самом деле сексуально раскрепощены, и секс для них не был чем-то запретным или тем, чего нужно стесняться.
Мы уже описывали сексуальные обычаи Гавайских островов в другой нашей статье, здесь же добавим один важный момент, демонстрирующий отношение полинезийцев к сексу и описанный в книге доктора философии Милтона Даймонда «Сексуальное поведение на Гавайях до контакта: сексологическая этнография». По словам Милтона, гавайские девушки не отказывали незнакомцам в половом акте, так как по традиции это считалось просто невежливым. Примерно такое же отношение к случайному сексу было и на Таити.
Более того, простоте полового общения помогал и традиционный язык цветов. Девушки часто украшали себя цветами тиаре (таитянской гортензии). Венки и гирлянды придавали красоткам экзотичный вид, а положение тиаре за ухом о многом говорило знающим людям. Если цветок за правым — девушка свободна и готова к развлечениям, если за левым — занята и просит ее не трогать. А вот тиаре за обоими ушами говорят о том, что красотка замужем, но готова наставить мужу рога хоть сейчас.
Мистический инцест и вагина с зубами
Конечно, у народа, столь любящего секс, половые мотивы проникли и в мифологию. Прекрасный пример — один из общеполинезийских героев, популярный на Таити полубог Мауи, известный читателям по диснеевскому мультфильму «Моана».
По легендам он решил избавить людей от смерти, убив богиню, отвечающую за мир мертвых — Хине-нуи-те-по. Когда-то давно отец Тане-махута женился на ней и зачал несколько детей. Когда девушка узнала, что спит с родным отцом, от отчаяния она сбежала в мир мертвых и стала богиней смерти.
Именно ее герой-полубог Мауи и решил умертвить. Исследователь Саймон Перрис в своей статье «Что отличает нашего Мауи от всех остальных Мауи? Отчасти это связано с vagina dentata» приводит описание внешности Хине-нуи-те-по. Это пожилая женщина, чье влагалище вспыхивает как молния, когда она раздвигает или сдвигает ноги. Также ее волосы похожи на водоросли, а зубы напоминают пасть барракуты (не путать с барракудой). Ну и самое главное: ее вагина окружена зубами из обсидиана.
Мауи решил не биться с Хине-нуи-те-по в честном поединке. Он взял с собой множество птиц-помощников, нашел богиню спящей на одном из островов и не придумал ничего умнее, чем залезть ей в вагину и вылезти из рта. При этом он предупредил всех птиц, чтоб они не смеялись, когда он будет это делать, чтобы не разбудить Хине-нуи-те-по.
Раздевшись и взяв с собой дубинку, Мауи полез внутрь, и когда из вагины торчали только его бедра и ноги, серая веерохвостка не выдержала и расхохоталась. Богиня проснулась, сжала влагалище и перекусила героя пополам. Так закончил свои дни полубог Мауи, перекушенный надвое зубастой вагиной. Такого не покажут в «Моане», и хорошо — не хватало еще, чтоб дети вышли из кинотеатра седыми.
Гебефилия на Таити: Кук в шоке, а Гоген не против
До того, как гавайцы съели капитана Джеймса Кука, он успел побывать на многих островах Полинезии, в том числе и на Таити. Там он обнаружил обычаи, которые ему были отнюдь не по душе. В книге «Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей» историк Кирилл Резников приводит описание обряда, наблюдаемого капитаном на Таити.
Однажды вечером Кук стал свидетелем такого действа: высокий взрослый мужчина, совершенно не стесняясь, под одобрительные возгласы туземцев занимался сексом с девочкой одиннадцати или двенадцати лет. При этом взрослые женщины еще и давали советы малолетке, наставляя ее в сексе, «в чем последняя, несмотря на юный возраст, по-видимому, совсем не нуждалась», — отмечает капитан.
Гебефилия, или влечение к подросткам одиннадцати-четырнадцати лет, была довольно сильно распространена на Таити и других островах Полинезии. Как писал миссионер Орсмонд в 1832 году: «У всех таитянцев, а также офицеров, которые прибывают на кораблях, есть желание маленьких девочек».
Другой миссионер, чье имя затерялось в веках, рассказывал про одного местного престарелого развратника и по совместительству священнослужителя по имени Манимани: «Хотя с возрастом почти ослеп, сейчас такой же либидозный, как и на тридцать лет моложе;… [у него] часто бывает с ним более дюжины женщин, некоторым из них, по-видимому, не больше двенадцати-тринадцати лет».
Даже известный французский художник Поль Гоген в 1892 году написал знаменитую картину «Дух мертвых не дремлет», вдохновившись своей тринадцатилетней таитянской любовницей Техурой.
Неизвестно, что двигало Гогеном, но полинезийцы интересовались малолетками по более простой причине: в их обществе, по мнению того же Милтона Даймонда, взросление начиналось не с какого-то конкретного возраста, а с момента выполнения определенных функций. Мальчики считались мужчинами, когда могли ловить рыбу или выращивать съедобные растения, а девочки женщинами — как только приходили первые месячные.
Ареои — мистический орден песен и промискуитета
Был на Таити и свой мистический орден, посвященный богу войны Оро. По легенде, влюбившись в девушку по имени Вайраумати, сластолюбивое божество спустилось к ней по радуге и зачало сына. Именно его потомками и считались ареои — орден, чьи участники проживали жизнь и постоянном пьянстве, праздниках и разврате.
Поль Гоген, вдохновившись легендой, написал две картины: «Ее звали Вайрамути» и «Семя ареои», используя в качестве модели для изображения избранницы Оро вышеупомянутую Техуру.
Вступить в орден мог каждый желающий, кто смог пробраться на собрание ареои, находясь в состоянии одержимости богом Оро. Впрочем, как выглядела эта одержимость — история умалчивает.
Ареои имели большую власть и влияние. Исследовательница Рика Тракслер в диссертации «Одежда без одобрения: эволюция танцевальных костюмов на Таити и Раротонга» утверждает, что члены ордена могли спокойно брать любую приглянувшуюся им собственность.
Эта власть зиждилась на нескольких китах. Во-первых, вожди и различные знатные люди часто вступали в это общество. Во-вторых, ареои занимались поддержкой правящей династии и помогали ей подавлять восстания. В-третьих, они отвечали за празднества и сохранение изустной традиции, рассказывали и разыгрывали мифы и предания. Ну и, в-четвертых, как служители бога войны, они были просто сильны, вооружены и опытны в смертоубийствах.
Жили ареои, кочуя от острова к острову и устраивая многодневные фестивали с пирами, плясками и демонстрацией представлений на основе мифологических сюжетов. При этом они, словно саранча, сжирали и выпивали все, до чего могли добраться, так что после их представлений поселения часто выглядели так, как будто по ним пронесся ураган.
Наслаждались ареои и полнейшей сексуальной свободой. В этот орден вступали и мужчины, и женщины. Внутри ордена им дозволялось свободно создавать и разрушать пары. Вышеупомянутая Рика Тракслер утверждает: если женщина-ареои беременела, она обязана была задушить ребенка сразу после его рождения. Если же она желала сохранить жизнь младенцу, то должна была найти среди ареои мужчину, согласного признать отцовство, и тогда их изгоняли из ордена.
Капитан Кук в книге «Дневник капитана Кука во время первого кругосветного плавания», так описывает быт в ордене: «Многие из этих людей вступают в интимные отношения и годами живут вместе как муж и жена, в течение которых рождающиеся дети уничтожаются. Они настолько далеки от того, чтобы скрывать это, что смотрят на это как на ветвь свободы, за которую они себя ценят. Их называют арреои, и они проводят встречи между собой, где мужчины развлекаются борьбой и т.д., а женщины танцуют непристойный танец, упомянутый выше, в ходе которого они дают полную свободу своим желаниям…».
Рика Тракслер утверждает, что этот танец назывался Тимороди (Timorodee), и он дошел до наших дней в гораздо более пристойном виде.
С появлением христиан-миссионеров орден ареои был уничтожен, но, возможно, какое-то время сохранялся на острове Пасхи. Во всяком случае, исследователь-лингвист Александр Кондратов в книге «Погибшие цивилизации» предполагает, что часть ордена перебралась на остров Пасхи и стала родоначальником «длинноухих» — народа, управлявшего «короткоухими» — подчиненным населением острова.