история вуду религия вуду водун

Куклы, утыканные иголками, зомби и страшные ведьмы, наводящие порчу… все эти клише, на самом деле, никак не связаны с реальным вуду. Оно вообще не про это, и философия там иная (хотя и вправду выглядит жутковато). Давайте разберемся, откуда оно взялось, как слилось с христианством и индейским анимизмом в радостном экстазе, повлияло на блюз и до сих пор продолжает мутировать, словно самый преданный последователь Нургла.

Западноафриканский водун вера в спокойствие и стабильность

Вуду — верование преимущественно чернокожих, так что и обратиться за его истоками стоит на историческую родину, в Западную Африку.

история вуду религия вуду водун
Дагомея в XIX веке

Что нужно человеку в условиях постоянной неопределенности, опасности и прочих невзгод? Спокойствие, собранность и вера в себя. Именно этим вещам и посвящена материнская вера вуду — западноафриканский водун родом из Бенина. Даже название его по некоторым интерпретациям восходит к двум словам, означающим «остановиться, чтобы набрать воды», что в целом отражает философию отсутствия спешки.

Содержание этого верования предельно просто: высшая сущность-создатель управляет бессчетным количеством духов, ответственных за различные аспекты жизни природы и общества, причем создатель здесь — фигура женская, нежная и всепрощающая мать Маву, так что религия водун в целом достаточно сильно пронизана ощущением комфорта и заботы о человеке. И это в дальнейшем сыграет свою роль.

история вуду религия вуду водун
Дагомейское божество (оцените, насколько оно напоминает лавкрафтовского Дагона)

Мать-Маву наблюдает за своими дочерьми и сыновьями, которые покровительствуют лесу, холодному бризу, ремеслу и земледелию и еще куче всевозможных направлений, вплоть до конкретных растений. Одна из центральных фигур в водун — Легба, дух перекрестков, который помогает человеку входить в контакт с потусторонним миром и передавать духам свои просьбы. Не менее важен Дангбе — покровитель змей, который отвечает за богатство и прохладный ветер. К слову, его храмы, богато украшенные изображениями змей, сейчас являются центром притяжения для туристов.

история вуду религия вуду водун
Современный алтарь водун
история вуду религия вуду водун
Змеиный храм Дангбе

Но не стоит думать, что пантеон водун стабилен и замкнут, ведь это верование не имеет центрального лидера, а каждая община или даже просто семья может обладать своим покровителем из мира духов и индивидуальным набором ритуалов. Самая любопытная часть этого многообразия — синкретизм, зародившийся в XVII веке, в момент контакта жителей Дагомеи с португальскими, французскими и прочими иноземцами. Гибкий по своей природе водун принял под свое крыло и Иисуса, и прочих христианских святых, а посещение храмов наравне со святилищами духов стало повседневной нормой.

О ритуалах и алтарях для поклонения поговорим чуть дальше. А пока стоит подсветить важный момент — откуда берет корни миф о куклах вуду. Куклы, как таковые, действительно есть, но в них заложен совсем иной смысл, чем в поп-культуре. Водун больше заточен на благополучие человека, чем на причинение вреда кому-либо, поэтому он сфокусирован на оберегах, секреты создания которых каждый жрец или конкретная семья держат в тайне. 

история вуду религия вуду водун
Дагомейский фетиш

Обереги эти могут быть выполнены как форме обычного мешочка, наполненного косточками, растениями, минералами, так и в виде антропоморфной куклы. Все эти изделия носят название «бо» и призваны защищать своего владельца и приносить ему богатство, удачу и любовь. Их также принято прятать от посторонних глаз. По поверьям, завладев таким амулетом, человек сможет получить контроль над его владельцем. Именно из этого обычая изготовления талисманов европейцы, а затем и американцы, почерпнули идеи для создания мифов о пугающих тряпичных куклах-вуду, через которые можно навредить человеку или даже убить его. 

Но истинный расцвет вуду, конечно, получил уже по другую сторону Атлантики…

Гаитянское вуду креолы, боль и дух свободы

история вуду религия вуду водун

В XVII веке африканский водун попал в Карибский бассейн вместе с чернокожими рабами. И семена этого верования попали в опустевшую почву. Местное население таких островов, как Санто-Доминго, Сент-Люсия, Доминика, Мартиника и Гваделупа было практически подчистую уничтожено европейскими болезнями.

Лидером среди колоний по количеству рабов оказался остров Санто-Доминго, так что территория современного Гаити стала главным центром развития новоизобретаемой религии. Передавая из уст в уста наследие своих предков, а также перенимая обычаи христиан (которые пытались морально оправдать свою жестокость по отношению к рабам тем, что прививают им европейскую религию), гаитяне развили воистину удивительное верование, пронизанное как болью, так и надеждой.

Как следствие, гаитянское вуду представляет из себя сложный религиозный композит: тут и водун, и схожие верования соседних с Бенином государств, и христианство, и даже масонство. 

история вуду религия вуду водун
Сигила Легбы, божества перекрестков и лиминальных пространств

Во главе пантеона все так же стоит центральное божество, тут его именуют Бондье. По сути это эквивалент христианского Бога. Под его покровительством снуют множество ангелов и святых, которых тут именуют ива/лоа. Причем молиться им можно как в вудуистком святилище, так и в церкви, ведь в представлении последователей это одни и те же духи, просто названные разными именами. Синкретизм тут потрясающий (о подобных случаях двоеверия или наложения религий друг на друга можно читать, например, в материалах про марийское язычество).

Главное благо в вуду — получить милость и покровительство того или иного лоа, будь то обычные житейские ситуации или избавление от болезней и несчастий. За этой милостью паства отправляется к священникам унганам и мамбо, которые работают в своих храмах оунфо. Жрецы считаются уважаемыми членами общества, чаще всего они грамотны (в отличие от многих) и хорошо обеспечены материально.

Культовая (во всех смыслах) документалка «Божественные всадники: живые боги Гаити»

В основе вудуистского богослужения лежит транс, в который унган погружается посредством употребления различных растительных составов, ритмичной музыки, исполняемой его помощниками, а также танца. Предварительно приносится жертва, как правило петух. чьей кровью окропляется алтарь и поливается пол (обычно он земляной, чтобы напрямую взаимодействовать с силами природы). 

Когда жертва принята, жрец входит в транс и становится одержим вызываемым лоа, тогда его переодевают в специальные одежды, которые ассоциируются с данным духом, и паства может вознести свои молитвы и передать просьбы. Все эти манипуляции сопряжены с подношением материальных благ, из-за этого вуду считается достаточно дорогой религией, ведь почти за каждое действие тут надо платить. Местные даже шутят, что дешевле ходить молиться в христианские храмы, потому что Бондье в образе христианского бога обходится в разы дешевле. 

история вуду религия вуду водун
Унганы-модники из фильма «Божественные всадники: живые боги Гаити»

Впрочем, при всей своей дороговизне эта религия является чуть ли ни государствообразующей. Гаити — единственная в истории республика, получившая независимость в результате восстания рабов, и эта история по преданиям также плотно связана с верования вуду. Разразившаяся в конце XVIII века Гаитянская революция, как считается многими местными, началась с массового вудуистского ритуала, возглавляемого лидерами восстания, которые являлись авторитетными унганами. 

история вуду религия вуду водун
Мужчина в трансе. Из фильма «Божественные всадники: живые боги Гаити»

Получив независимость, гаитяне не только не забыли, но и качественно развили свою религию, пускай на ее пути и были свои черные полосы. На сегодняшней день вуду на Гаити является национальной религией и, как говорят местные, среди нас есть католики, протестанты и представители других верований, но Гаити на 100% исповедует вуду. Протестанты (чаще всего негаитянского происхождения), кстати, считают национальную религию родней сатанизма и связывают случившееся в 2010 году на острове землетрясение и последовавшую за ним вспышку холеры с гневом божьим за идолопоклонничество. Но да Бондье им судья. 

Луизианское вуду поп-звезда с блюзом, музеями и феминизмом

история вуду религия вуду водун

Вуду, как своего рода идеология, получило достаточно широкое распространение в странах Карибского бассейна, где появились родственные ему верования. Достаточно вспомнить ту же кубинскую сантерию или бразильский кандомбле. Но истинной звездой здесь стало вуду Луизианы. В нем нашли отражение шумные гуляния и спиритуализм, который будоражил Новый Орлеан на границе XIX и XX веков.

Верования африканских рабов оказались здесь тем же путем, что и на Гаити — через устную традицию, вместе с подневольной рабочей силой еще во времена французского, а затем и испанского владычества. Покупка Луизианы Соединенными Штатами совпала с завершением Гаитянской революции, так что социальные и религиозные брожения в этом штате были сильнейшими. Сюда прибывали переселенцы с территории США — христиане, знакомые с анимизмом индейцев, прибывали и бежавшие с Гаити белые, а также креолы.

история вуду религия вуду водун
Алтарь луизианского вуду

Такая смесь народов породила лютую, даже по меркам вуду, религию. Подобного синкретизма не встретишь нигде. Тут молятся Деве Марии, Папе Легба и Блан Дани (который одновременно и бенинский покровитель змей Денгба, и Иисус, и еще черт пойми кто). В чаду кутежа культовым персонажем стал и Барон Суббота, чей дух вообще отсылает к мексиканской культуре Дня мертвых. Молятся без зазрения совести кому угодно. Главное — вера в силу этого персонажа и его важную роль для вуду. Современное верование сплелось еще и с каббалой и индуизмом, да и в целом до сих пор продолжает свое крайне эксцентричное развитие.

Барон Суббота

В плане ритуалов луизианцы не изобрели ничего нового: все тот же транс и одержимость, но тут центральную роль занимает изготовление талисманов под названием гри-гри, которые стали популярны у белого населения штата. Да и что таить, луизинское вуду в целом привлекло на свою сторону огромное количество белых американцев. Считается, что до трети исповедующих эту религию — не африканского происхождения.

А еще вуду стало трамплином для черного феминизма. Где еще найти столько грамотных и финансово обеспеченных чернокожих женщин, как не в среде служительниц-мамбо? Тут стоить вспомнить о культовой фигуре Марии Лаво, которая на сегодняшний день и сама почитается как авторитетный лоа. А в XIX веке она была чуть ли не центральной мамбо луизинского вуду. К ней в очереди выстраивалась даже местная интеллигенция.

В общем, Луизиана сделала из вуду супер-звезду и до сих пор продолжает раскручивать эту тему. Религия в Новом Орлеане теперь работает на туристов, взять те же музеи вуду или сувенирные лавки, где талисманы можно приобрести за бесценок. Вуду повлияло и на массовую культуру, регулярно появляясь в песнях и на экране. 

Даже неразделимые с историей американского юга блюз и джаз пронизаны темой духов и бесовщины, а культовый для блюза музыкант Роберт Лерой Джонсон по легенде заключил сделку с «демоном перекрестка» Папой Легба, чтобы научиться играть на гитаре и петь. 

Что ни говори, вуду — воистину завораживающая вещь, ни на что не похожая и во многом жизнеутверждающая. А самое любопытное, что она не стагнирует, а, наоборот, продолжает активно развиваться и объединяет народы и континенты, ведь за духовным опытом приверженцы различных ветвей этой веры едут друг к другу, будь то страны Карибского бассейна или Африка. Короче говоря, живой и бурный негритюд.

Ну и если вам не хватило дичи, советуем прочитать про современный вуду-реслинг из Конго. Вот там — истинное безумие и хаос:

реслинг