Слово «курение» было придумано не сразу: поначалу в Европе и на Руси применяли термин «сухое пьянство». Это замечательный пример того, как с приходом табака диковинку еще долгое время не могли обкатать и понять, как к ней относиться. Ее то обожали, то ненавидели, то отлучали за нее от церкви, то прописывали как панацею. Приехав из одного немецкого княжества, где курение было легально, в соседнее, где за него полагалась смертная казнь, вы могли лишиться жизни. А в Мезоамерике вам бы вообще предложили табачную клизму вместо трубки.
Отвратительные мужики рассказывают про пять самых необычных фактов о курении — из тех времен, когда оно еще было в новинку.
Мезоамериканские индейцы «курили» табак с помощью клизм
Индейцы Южной и Северной Америк были знакомы с табаком за шесть тысяч лет до прибытия Колумба. Они употребляли его по-разному: посредством курительных трубок, нюхая, жуя и даже делая настойки, вроде чаев. Однако у мезоамериканцев был свой уникальный способ, они предпочитали клизмы. Чем они привлекали древних майя и ацтеков — до сих пор недостаточно ясно, однако они употребляли с их помощью не только табак, но еще алкоголь и галлюциногены.
Для клизм майя использовали как табак в чистом виде (точнее, в виде отвара), так и в смесях с другими веществами. В первом случае это называлось «пизиэт» и использовалось в рекреационных целях. Во втором — «толохуаксихуитль» и являлось смесью густого кукурузного пива, табачного отвара и энтеогены. Подобная смесь была серьезным вызовом и для психики, и для организма в целом (особенно для кишечника). Такие коктейли делались редко и были частью ежегодных ритуалов. Кстати, ректальное употребление табака практикуется до сих пор, правда, не у мезоамериканцев, а у перуанского племени агуаруна. Подробнее о табачных клизмах древности можно почитать в нашей старой статье.
В принятии табака европейцами сыграла роль античная теория гуморов
Употребление табака в Европе сопровождалось отчаянным противостоянием светских и клерикальных властей, из-за которых полетело немало голов (но об этом ниже). Однако если о влиянии на духовное здоровье было много споров, с физическим вышло проще. Поначалу табак, конечно, восприняли с опаской, но довольно быстро начали считать чуть ли не панацеей. Им лечили сифилис, простуду, рак, меланхолию, головные боли и много чего еще — по заверениям испанского доктора Николаса Монардеса, табак излечивал 36 болезней.
Значительную роль в популяризации растения сыграл Жан Никот, французский посол в Лиссабоне. В 1559 году он отправил сушеные образцы и семена своему королю Франциску II и его матери Екатерине Медичи. В приложенном письме он предлагал вдыхать Его Величеству порошок из перемолотых листьев, чтобы избавиться от мучившей того мигрени. Мигрень прошла, табак стал умопомрачительно модным при дворе (правда, король умер через пару лет, но вряд ли из-за никотина).
Под моду быстро подстроилась медицина. В то время в ходу была теория гуморов Гиппократа. Медики были уверены в том, что в теле человека преобладают четыре гумора: кровь, лимфа, черная желчь и желтая желчь. Их дисбаланс и считался причиной болезней. Если бы вы послушали заверения какого-нибудь аптекаря XVII века, он бы заверил, что курение табака отлично «подсушивает» гуморы, заставляя преобладать кровь, что делает человека здоровым и мужественным сангвиником.
Табак считался орудием, с помощью которого американские демоны общались с европейскими ведьмами
Влиятельный французский демонолог XVI века Пьер де Ланкр, утверждал, что курение табака напрямую связывает ведьм Старого Света с индейскими демонами. Довольно забавно, что идея штуки наподобие интернета впервые появляется в трудах инквизитора, не так ли? Ланкре и другие охотники на ведьм рассматривали курение табака как дьявольскую пародию на христианские ритуалы, так что если бы у вас его нашли, это посчитали бы дополнительной уликой. Разумеется, только если вы не высокопоставленный придворный — для благородных господ работала теория гуморов.
В каком-то смысле Ланкр был прав: в Старом Свете табак действительно был связан с язычеством и анимизмом. Его считали священным и использовали в ритуалах очищения и для бесед с духами. К тому же в Северной Америке он был по большей части прерогативой шаманов, целителей и духовных вождей. С точки зрения инквизитора — типичные друзья ведьм и еретиков.
«Пердеж Дьявола»: как табакокурение пытались запретить с помощью казней
Противниками табака зачастую выступали не только духовные, но и светские власти и мыслители. Например, английский поэт и драматург Бен Джонсон (который, кстати, был главным конкурентом Шекспира и убивал людей за авторские права) называл курение «пердежом Дьявола». И его метафору подхватили, фраза быстро пошла в народ.
Последний император китайской династии Мин Чунчжэнь повелел обращаться с курильщиками беспощадно, как с изменниками государства, правда, в итоге его все равно свергли — видимо, стоило все же сконцентрироваться на реальных изменниках. Османский султан Мурад IV ненавидел кофе и табак всей душой и повелел казнить тех, кто употребляет эти зелья, самым жестоким образом: провинившихся в первый раз секли, а во второй раз зашивали в мешок и топили в Босфоре. Сам он, кстати, умер от последствий алкоголизма. Царь Михаил Романов с подачи патриарха Иоасафа ввел смертную казнь за продажу табака. Простым же потребителям вырывали ноздри и секли кнутом, причем и мужчин, и женщин.
Но такие жесткие меры встречались не только за пределами Западной Европы. Так, например, в 1691 году в немецком Люнеберге тоже ввели смертную казнь за курение. А в 1624 году папа Урбан VIII пригрозил потребителям табака отлучением от церкви, что по идее было даже страшнее смерти (но, на самом деле, вы все конечно понимаете).
В старину табак был другом преступников: от испанских контрабандистов до Японских самураев
Там, где возникают запреты, расцветает и соответствующая преступность. Когда в XVII веке в континентальной Европе у курильщиков начались проблемы с законом, а Англия ввела огромные пошлины на импорт и экспорт, контрабандисты оказались тут как тут. Особенно прославились умельцы из Испании и Португалии, которые делали из табачных листьев жгуты и плели из них корзины. Корзины, понятное дело, получались паршивыми, но их ввозили огромными партиями и тут же, на берегу, потрошили в кисеты. Так что еще долгое время табак на испанском языке назывался canaster (от слова canastro — «корзины»), и от него же пошло немецкое knaster.
В Японии табак оказался замешан в совершенно ином запрете — запрете оружия. Дело в том, что с XVII-XVIII века сегуны пытались ограничить и принизить непомерно разросшийся класс самураев. Для этого, в том числе, было принято радикальное решение: у них постепенно отбирали оружие, главный отличительный знак и гордость воина. Естественно, поначалу реформа затрагивала только самых бедных из них, как раз тех, от кого было больше всего проблем.
Под конец своего существования многие самураи подались в преступники, организовывали банды и даже занимались грабежом. Таких опустившихся воинов презрительно называли кабукимоно (то есть «девиантные» или «безумные»), но даже они отказывались терять свои символы статуса. Вместо катан кабукимоно начали носить большие курительные трубки кисеру из твердого дерева, напоминавшие дубинки, мечи или даже саи. Естественно, их нередко пускали в ход во время преступлений или бунтов. Из многих даже не курили — это было просто прикрытие для того, чтобы легально носить с собой оружие.