Фильмы про боксеров и бойцов вообще — это прекрасный и недооцененный жанр. В таких картинах всегда находится место и драме, и адреналиновым моментам. Они воодушевляют не меньше, чем развлекают, показывая людей с развитой силой воли. Их тема будет актуальна всегда.

Должны сразу заметить: фильмы представлены не от лучших к худшим и не от худших к лучшим. Они все — самоценны и выступают здесь как разные грани жанра: от культовых драм до пародии.

Рокки (1976)

Киноклассика, сделавшая в свое время жанр спортивного кино сверхпопулярным. Молодой боксер Рокки Бальбоа зарабатывает на жизнь редкими боями и работой на мафиози, для которого он вышибает деньги из должников. Рокки живет небогато и с неба звезд не хватает — но это лишь на первый взгляд. На самом деле он хочет стать великим чемпионом и для этого готов свернуть горы.

«Рокки» — фильм, принесший Сильвестру Сталлоне, который сыграл здесь главную роль, не только всемирную славу и кучу денег, но еще и Оскар за лучший сценарий. Написал его, к слову, тоже Сталлоне. Если вы еще не видели этот фильм, то обязательно посмотрите — вдохновляющая история успеха амбициозного италоамериканца не оставит равнодушным никого.

Малышка на миллион (2004)

«Малышка на миллион» — один из лучших фильмов Клинта Иствуда-режиссера, на уровне с «Гран Торино». Картина рассказывает о сильной духом и безумно волевой боксерше, которая рвется к победе через все возможные для спортсмена препятствия. Ее напор и работоспособность так сильны, что воодушевляют даже самого черствого зрителя. В свою очередь, герой Клинта, играющий здесь пожилого тренера, изо всех сил старается не привязаться к своей подопечной, в которой видит самого себя в лучшие годы.

Многие назвали фильм несколько наивным. Некоторые и вовсе упрекнули Иствуда в следовании моде на сильных героинь, выживающих в мужском мире. И те и другие не совсем правы: в основу сюжета взят рассказ 1930-х годов. Так что проблема женщин в боксе была актуальна уже тогда. Очень пронзительная драма, но при этом никаких соплей: все по-иствудовски лаконично и жестко.

Рестлер (2008)

Может показаться, что «Рестлер» Даррена Аронофски — это довольно скучное кино. В нем мало экшна, а атмосфера депрессивна, даже уныла. Но если изначально иметь в виду, что это драма, причем гнетущая, вопросы к фильму отпадают.

Микки Рурк здесь играет усталого, надломленного, однако не сломленного рестлера по прозвищу «Баран» (в другой озвучке «Таран»). Когда-то он был звездой, но теперь живет в трейлере и перебивается случайными заработками, периодически участвуя в местечковых поединках. Вся его жизнь — это лимб, в котором он барахтается, огребая на ринге, уже 20 лет.

Отношение к жизни «Барана» меняют моменты схваток. Во время них понимаешь, ради чего герой променял нормальную жизнь на жалкое существование. Драки здесь — кровавое месиво, взрывы адреналина и настоящая поэзия. Брутальное и пугающее, но реалистичностью зрелище.

Бешеный бык (1980)

«Бешеный бык» — потрясающее красивое кино от Мартина Скорсезе. Причем фильм снят по реальным событиям: за основу взяты мемуары чемпиона в среднем весе Джейка Ламотты.

Боксер довольно честно рассказал и о великих, и о неприглядных сторонах своей карьеры: договорные бои, опьянение победой, проблемы с психикой, жестокое обращение с собственной женой, измены и так далее. Перед нами предстает очень противоречивый человек: домашний деспот, неприятный тип и при этом боец с потрясающей силой воли.

И, как это часто бывает в фильмах Скорсезе, фильм посвящен не только заявленной теме, но и вопросам итало-американской идентичности. Роберт де Ниро в роли «Быка» подошел для этого как нельзя лучше.

Али (2001)

Уилл Смитт, играющий Мохаммеда Али — звучит как абсурдная и даже смешная идея. Однако Смитт здесь, задолго до выхода блокбастера «Я — легенда», доказывает, что на экране он может быть не только забавным парнем, но и хорошим драматическим актером.

«Али» рассказывает о жизни Кассиуса Клэя с не то чтобы неожиданной, но и не принятой многими стороны. В фильме много рассказывается о его отношениях с исламом, о контрах с властями и даже спецслужбами, о борьбе за гражданские права чернокожих. Но из песни слов не выкинешь, это действительно такая же важная часть жизни Мохаммеда Али, как и бокс. Потрясающая и противоречивая личность, хорошее и противоречивое кино.

Суперначо (2006)

Обойтись без комедий в подборке было невозможно. Поэтому напомним о существовании одной из самых смешных и, в хорошем смысле, идиотских пародий в истории кино. «Суперначо» с Джеком Блэком в главной роли — это яркий и абсурдный стеб над мексиканским рестлингом (который сам по себе кажется пародией на американский).

Не ждите от фильма каких-то сложных шуток и высокого остроумия. Он — веселый, озорной, пестрый и полный неожиданных глупостей. По сюжету молодой монах, опекающий сирот в католическом монастыре, решает стать лучадором, чтобы обеспечить им безбедную жизнь. Вместе со случайным уличным бродягой они решают покорять ринг, разумеется, безостановочно огребая от других рестлеров. Поединки здесь — доказательство того, что драки в кино могут быть действительно смешными.

Для особых ценителей стоит сказать, что фильм снял Джаред Хесс, тот же режиссер, что создал «Наполеона Динамита» и «Джентльменов Бронко».

Крид: наследие Рокки (2015)

«Крид: наследие Рокки» — добротное продолжение саги о знаменитом боксере. На этот раз в центре внимания вовсе не «итальянский жеребец», а сын противника Рокки из первого фильма, Аполло Крида. Юный Адонис Крид хочет пойти по стопам отца, и для этого приходит к старому Рокки, чтобы тот научил его всем премудростям бокса. Сперва старик отказывается, однако напористый юноша не спешит отказываться от мечты. Видя в Адонисе пыл и норов отца, Рокки все-таки берет его в ученики и пытается сделать из него чемпиона.

Фильм снят по всем канонам спортивного кино. Ничего нового, но и ничего раздражающего — обычный фильм на вечерок про становление боксера.

Боец (2010)

Молодой боксер Микки Уорд хочет славы и почета. Он мечтает о чемпионстве, однако его техника пока что хромает, поэтому Микки просит старшего брата Дикки, тоже в прошлом боксера, ему помочь. В прошлом Дикки побил самого Шугара Рэя Леонарда, однако сейчас он выглядит жалко — дают о себе знать годы, проведенные в наркотическом угаре. Старший начинает тренировать младшего, однако братья периодически грызутся по поводу и без. Впереди у них много схваток, но главная — между ними самими.

«Боец» — отличная драма, разыгранная дуэтом Марка Уолберга (Микки) и Кристиана Бейла (Дикки). Бейл для этой роли в очередной раз безумно похудел, что позволило ему выглядеть убедительно — здесь он поехавший наркоман, каких поискать.

Боксер (1997)

Драма Джима Шеридана с Дэниелом Дэй-Льюисом в главной роли — нужно ли еще что-то говорить о качестве картины? Дэнни Флинн (Дэй-Льюис) — ирландский боксер, который недавно вышел из тюрьмы. За время отсидки он многое понял, завязал с преступным прошлым и решил организовать боксерскую секцию для местных мальчишек. Но мирной жизни Флинну не видать — в жизнь боксера вмешиваются старые знакомые из ИРА, которые хотят взорвать местную протестантскую общину.

«Боксер» — фильм не столько о боксе, сколько о железной воле. Флинн едва выбрался из болота ненависти и политических дрязг, но его вновь пытаются втянуть в гнусную авантюру. Боксерский ринг в фильме везде: в церкви, на улицах и в школах — герою нужно будет сражаться повсюду.

Простак (1988)

Джонни Уокер — боксер, переживающий кризис среднего возраста. Ему тридцать, но по меркам спорта он уже староват для боев, к тому же Джонни периодически уходит в алкогольные загулы. Он уже на грани срыва, но тут появляется призрачный шанс преуспеть, и Джонни Уокер хватается за него, как за спасительную соломинку. Вот только куда это его приведет?

Роль Джонни Уокера исполнил Микки Рурк, тогда еще не превратившийся в непонятную ботоксную мумию. В те времена он и сам занимался боксом и частенько выходил на ринг в профессиональных боях. При этом Рурк, как и его герой, сам довольно много пил, поэтому «Простак» (или «Свой парень», как его еще переводили) — грубая драма, в которой актер, в общем-то, играет самого себя.