Ровно 8 лет назад, в январе 2008-го, на экраны вышел фантастический триллер «Монстро» про группу молодых людей, которые пытаются пережить нападение гигантского чудовища неизвестного происхождения на Нью-Йорк. Фильм сняли очень талантливые люди: будущий постановщик второй и третьей частей перезапущенной трилогии «Планета обезьян» Мэтт Ривз, сценарист Дрю Годдард («Хижина в лесу», «Марсианин», сериал «Сорвиголова») и один из главных конспираторов Голливуда — Джей Джей Абрамс, выступивший на проекте продюсером. «Монстро» тогда собрал преимущественно положительные отзывы критиков и 170 миллионов долларов при бюджете в 25 миллионов. Совершенно заслуженно: это было напряженное и увлекательное кино, где редкое появление самой твари на экране только добавляло интриги, да и псевдодокументальный стиль в 2008 году еще не успел всех задолбать.
А еще «Монстро» — это пример гениальной маркетинговой кампании, практически целиком выстроенной на вирусной рекламе. На протяжении девяти месяцев компания The Viral Factory открывала сайты и форумы, запускала онлайн-продажу несуществующих товаров, создавала фейковые сюжеты новостей на нескольких языках, в том числе и на русском.
Персонажи будущего фильма заводили аккаунты на MySpace, где общались между собой и с другими пользователями. Все эти, на первый взгляд не связанные друг с другом события, на самом деле были элементами тщательно продуманной PR-акции, совмещавшей выдумку и реальность.
Даже оригинальное заглавие фильма Cloverfield — это улица в Санта-Монике, где располагались офисы работавшей над картиной студии Bad Robot.
Но в этот раз Абрамс и Paramount Pictures, похоже, решили переплюнуть сами себя.
В пятницу 15 января состоялся анонс продолжения «Монстро». Обычное дело в наши дни — все хотят свою собственную прибыльную франшизу. Вся фишка в том, что фильм, получивший название 10 Cloverfield Lane (у нас он будет прокатываться как «Кловерфилд, 10»), уже готов и выходит на экраны всего через два месяца. Трейлер показывает нам главных героев в исполнении Мэри Элизабет Уинстэд, Джона Гудмана и Джона Галлахера мл., запертых в каком-то подвале, пока на поверхности, судя по всему, творятся какие-то страшные события. Дружеские посиделки с задушевными беседами и собиранием пазлов в какой-то момент времени приводят к конфликту, рукоприкладству и попытке сбежать из бункера. Все это мало походит на оригинальный «Монстро», но Абрамс уже заявил о «кровной связи» между двумя лентами, а также рассказал о том, что эта мысль пришла к ему в голову давным-давно, и все это время лишь обретала нужную форму.
Прецедент невероятный. Из утекающих со съемочных площадок фотографий можно собирать целые фильмы. Чуть ли не каждую неделю в сеть сливают новый сценарий. Над съемочной площадкой «Звездных войн» разгоняют шпионящих дронов. А тут в атмосфере полной секретности удалось снять как максимум сиквел, как минимум идейный подражатель пусть не самого топового, но все же популярного проекта? Это достойно восхищения. Но давайте попробуем разобраться.
Анонс триллера про людей, которые укрылись от опасности в подземном бункере, оказался полной неожиданностью только для тех, кто не особо следит за новостями кино. На самом деле информация о фильме появилась уже давно, но раньше он проходил под названием «Валенсия». Летом 2014 года появились данные, что Джон Гудман сыграет главную мужскую роль в картине про девушку, пришедшую в себя в бункере в компании неизвестного мужчины. Незнакомец уверяет ее, что разразился конец света, и спаслись только они двое. Как видите, «Монстро» тогда здесь еще и не пахло.
Любопытно, что даже эта сюжетная завязка не является оригинальной. В октябре 2012 года стартовал научно-фантастический сериал-альманах Metal Hurlant Chronicles (в России — «Военные хроники»). Второй эпизод под названием «Укрой меня» рассказывал о девушке, очнувшейся в бункере. Далее уже знакомый сюжет с небольшими отличиями (спойлеры, да): она видит перед собой своего соседа, который рассказывает о том, что США подверглись ядерной атаке, а это убежище он построил для своей покойной жены, страдающей от паранойи. Поначалу Дженнифер не верит подозрительному мужику, но вскоре ему удается ее убедить и даже затащить постель. Семейное счастье новых Адама и Евы длится недолго: героиня находит свои снимки и понимает, что учтивый сосед следил за ней, и все это было лишь представлением коварного маньяка. Далее она калечит его, выбирается на поверхность и видит вокруг себя одни лишь радиоактивные руины.
Сериал снимался по мотивам французского комикса Metal Hurlant, наиболее известной версией которого является американский Heavy Metal. История Shelter Me была впервые опубликована в выпуске Metal Hurlant №142 за ноябрь 2003-го. Если покопаться, возможно, нечто подобное можно найти и в классике научной фантастики — сюжет вполне в духе рассказов Гарри Гаррисона, но это уже не принципиально.
Графическая история 2003 года, экранизированная в формате сериала в 2012-ом, и последующий через два года анонс фильма с идентичным синопсисом. Предпосылки к созданию «Кловерфилд, 10» появились задолго до того, как свет увидел оригинальный Cloverfield. Все это, конечно, не противоречит словам Абрамса о том, что идея совместить два проекта приходила постепенно. Но все же взорвавший интернет анонс наталкивает на несколько иные мысли.
Вся эта история с «Валенсией», превратившейся в наследника «Монстро», выглядит так, будто снимая свой камерный триллер, авторы пришли к выводу о коммерческой слабости проекта и решили укрепить его более мощным брендом. Выбор пал на «Монстро», чья конспирологическая подоплека идеально подошла для того, чтобы пристроить рядом якобы спин-офф, изначально не имевший с оригиналом ничего общего.
В результате хайпометр взлетает до небес в течение буквально одного дня. Интернет-издания пестрят заголовками «Абрамс тайно спродюсировал продолжение «Монстро»». Социальные сети ломятся от восторженных воплей. А отдел маркетинга студии Paramount довольно потирает руки. Все указывает на то, что именно их усилиями никому доселе неизвестный проект в мгновение ока становится одним из самых ожидаемых фильмов весны. И даже скорый релиз картины вряд ли расставит все точки над i, ведь вернувший на экраны «Звездный войны» режиссер отличается большой скрытностью, которая передается и его проектам.