Есть категория фильмов, которые нельзя назвать однозначно хорошими или плохими и даже средними. Они просто призваны превращать друзей во врагов, которые с пеной у рта пытаются доказать, что фильм или ужасен или великолепен. И уж тем более никто не остается в стороне, чтобы сказать, что это всего лишь обычное, ничем не примечательное кино. Мы собрали 10 самых неоднозначных фильмов, которые точно стоит посмотреть. Хотя бы ради того, чтобы было о чем поспорить. Изначальный список был опубликован тут и вызвал гущу споров в интернете.
Врожденный порок
«Врожденный порок» — фильм, который четко делит зрителей на две категории: «это — какая-то муть, не досмотрел и половину» и «это какая-то муть, посмотрел пять раз». Андерсону удалось отлично передать дух Пинчона, по роману которого снят фильм. Зритель по большей части ничерта не понимает, но заворожено продолжает вникать в историю, которая напоминает чей-то чужой флэшбек.
Главный герой, детектив «Док» Спотелло, расследует дело, в котором не очень понятно, кто жертва, кто злодей, а кто просто проходил мимо. Но главное: атмосфера интриг и паранойи здорово ложится на его пристрастие к марихуане. До самого конца так и не станет понятно: действительно ли речь идет о заговоре, в котором участвует абсолютно каждый, или же Дока просто не попустило.
Паранормальное явление
Ужастики традиционно не любит никто. Любители поорать на весь зал — потому что все хорроры одинаковые и быстро приедаются, а зрители со слабыми нервами — за необходимость сидеть в постоянном напряжении. Но глупо было бы не признать, что в 2007 году «Паранормальное явление» совершило революцию: ввело в моду съемку из угла, внезапные утаскивания в шкаф и синопсис, работающий за счет внезапных и невидимых привидений.
Безусловно, такой вид съемки появился в «Ведьме из Блэр», внезапность стала фишкой «Кошмара на улице Вязов», а бестелесные духи пугают людей со времен первого «Каспера». Орен Пели без паники взял 15 тысяч долларов, поставил камеру в собственном доме и снял за неделю кассовую бомбу, на которой до сих пор зарабатывает. Пускай многочисленные сиквелы, приквелы и ответвления невозможно смотреть, оригинал будут помнить еще очень долго.
Борат
Борат — безумно смешная и великая комедия, которую не стоит смотреть вообще никому. Она отвратительна, тупа, вульгарна и любят ее только дегенераты. Посмотрев ее в третий раз, вы будете ржать точно так же, как и в первый, а все ваши друзья еще не раз выбесят вас своей манерой периодически повторять ключевые фразы фильма. И вот вы уже с ужасом ловите себя на том, что на свидании произносите что-то вроде «Хаха, царь во дворца, царь во дворца!», и тем самым рушите свою личную жизнь.
Фильм разошелся на цитаты и стал и по-своему культовым в среде людей с ужасающим чувством юмора. До «Бората» никому бы и в голову не пришло, что такой уровень неполиткорректной сатиры возможно воссоздать где-то, кроме мультипликации, вроде того же South Park.
Отвязные каникулы
Ставим сотку: «Отвязные каникулы» в топ неоднозначных фильмов пробила прослойка людей, на дух не переносящих молодежные комедии. Фильм, в общем, не о том: история, начинающаяся как типичный рассказ об уходе в отрыв, перерастает в криминальный триллер. Возможно, именно двойственность не угодила критикам.
Зато у картины есть непробиваемое преимущество — актерский состав. Четверка диснеевских принцесс, которые большую часть хронометража ходят в купальниках и выглядят как настоящие первокурсницы. И харизматичный Джеймс Франко, который вытягивает особенно сложные моменты, когда девушки начинают халтурить. При этом в первой половине много шуток и качественное раскрытие персонажей, а во второй — достаточно экшена и, мягко говоря, нервозных сцен.
Наполеон Динамит
«Наполеон Динамит» снят об аутистах и для аутистов. Действие происходит в каком-то чертовом провинциальном Нигде в условных США 90-х. На главных героев просто больно смотреть, настолько они нелепые и дурацкие. Здесь есть главный герой с ужасающим прикусом и фантазиями о Лигре, то есть смеси льва и тигра, его брат-ультразадрот с усишками, мечтающий стать крутым ниггой и дядя, который реально верит, что устройство, бьющее током в пах — это машина времени.
При этом речь идет не о фричестве ради фричества, режиссер Джаред Хесс просто стебется над всеми клише о «школьных комедиях». Он настолько выворачивает все наизнанку, пытаясь намеренно сделать фильм несмешным, что тот получается анти-смешным. «Наполеон Динамит» — это анти-комедия с анти-юмором, от которого у вас может начаться или дикий хохот, или бешенство от тупости происходящего.
Бердмэн
Жаль, автор списка не поясняет, почему перечисленные фильмы такие неоднозначные. С «Бердманом» как раз все понятно: это высшая точка киноискусства, достигнутая революционным методом съемки, точным сценарием и добротным черным юмором. Другое дело, что оценить ленту по-настоящему могли только те зрители, что сходили в кинотеатр.
«Неожиданное достоинство невежества» — верное название, ведь оно отражает театральную направленность картины. Смотреть ее дома — значит оставлять режиссера без штанов: он воссоздал атмосферу пьесы, показывая происходящее без склеек. Такое трудно заметить через заляпанный экран монитора. Но вот не заметить прекрасных диалогов или отличной актерской игры — никак нельзя. Здесь все однозначно.
Комната
Фильм «Комната» очень-очень плох. Но туп и бездарен он настолько, что даже по-своему захватывает дух. Говоря словами «Ностальгирующего Критика», эту историю снял словно какой-то бельгийский зомби. На самом деле, Томми Вайсо, жуткий мужик, играющий главного героя, и попутно режиссер «Комнаты, — француз, но он и вправду словно сбежал из гримерки «Битлджуса». Ужасающий актерский состав, кошмарный сюжет, наипаршивейшая игра актеров сделали эту картину легендой. А какие здесь монологи! Их стоит вспоминать только ради того, чтобы не унывать ноябрьским утром.
В какой-то момент начинает казаться, что Вселенная такого вынести не может, это просто очень крутой стеб, так задумано и нарочно. Но нет, это и вправду фильм, из-за которого другие разумные расы галактики не собираются выходить с нами на контакт. И, да, «Ты разрываешь меня на части, Лиза-а-а! О, привет, Марк!».
Нимфоманка: Часть 2
Споры о том, что такое «Нимфоманка» — грязная эротика или непревзойденный артхаус — начались в 2013 году и утихли совсем недавно. Если видеть во всем только пошлость: в фигуре Давида — член, а в голом теле — сиськи и задницу, то, конечно, Ларс фон Триер снял пятичасовую порнографию. Но вдруг вам удастся пропитаться страданиями девушки, всю жизнь мучающейся от недуга, который довел ее до полного самоуничтожения — тогда оба фильма раскроются с новой стороны.
Зрители невзлюбили именно вторую часть «Нимфоманки» из-за возросшего градуса откровенности и хардкорных сексуальных сцен. Триер не зря во вступлении снизил уровень безумия, чтобы показать человечность главной героини. А в следующие два часа выкрутил все на максимум и продемонстрировал жестокую реальность аддиктивной женщины. Мягкотелые выходили из зала, пришедшие за событийной суровостью — ждали развязки. Это заключение и необходимый эпилог, передающий стенания одинокого человека.
Рождение нации
«Пропаганда расизма на Disgusting Men!», — вздрогнут те, кто в курсе, о чем это кино. «Погодите, это про призраков или про куклуксклановцев?», — подумают те, кто слышат о фильме впервые. «Рождение нации» — действительно кино о том, как доблестные парни из Ку-клукс-клана сражаются бок о бок в стройных и расово-чистых рядах против пороков и несправедливости мира. История насквозь расистская, но речь не о том.
Сейчас «Рождение нации» невозможно воспринимать как кино, которое на кого-то повлияет. Вряд ли стоит ожидать, что подростки в принципе смогут осилить фильм 1915 года и организовать у себя в городе ячейку Ку-клукс-клана. В наше время это уже давно артефакт глубокой старины, примерно как пыльный якорь с корабля рабовладельцев. Вы просто подходите к нему в музее, смотрите, читайте сопроводительный листок и идете дальше взглянуть на кости мамонта.
В свое время фильм был прорывом с технической и художественной точки зрения и можно сказать, что с него начался весь американский кинематограф. «Рождение нации» получило гигантские прибыли, всколыхнуло Америку и удостоилось показа в Белом доме. По иронии, сейчас там же заседает черный президент и именно при нем винтажное кино о расизме пересняли на новый лад. На самом деле, новый одноименный фильм имеет мало общего со старым и рассказывает об обратной стороне проблемы.
Адреналин: Высокое напряжение
Как можно называть фильм, в котором Джейсон Стэтем умеет шутить, плохим? «Высокое напряжение» — сочетание качественного трэша и мастерского боевика, от которого трудно отказаться. Посмотрел первую часть — посмотришь и продолжение. Эта дуалогия приключений Чева Челиоса, попадающего проблемы два раза подряд. Фильм не ради искусства, но ради дозы пропитанного потом экшена.
«Адреналин» — кино на импульсах и рефлексах, которое не дает объяснений, по простому развлекая зрителя. Можно не помнить, почему главный герой оказался в такой ситуации и как выпутался, но забыть о сцене в клубе в гетто или моменте с совокуплением на ипподроме — невозможно. Вторая часть стала таким же образцом кровавой черной комедии с хорошей боевкой и умелой операторской работой, только на несколько ступеней выше. Нет смысла отделять ее от крутого оригинала.