Я всегда любил футбол — с детства, когда запускал с руки мячик вверх по елкам, играл за школу и факультет в альма-матер. Запала, правда, помимо непосредственно покатушек пятнистого на улице или в залах, никогда не хватало на полноценное боление — топил в свое время за «коней», но лениво, без золотых выездов и прочей атрибутики. Лопатить кучу статистики или болеть за западных грандов тоже сил не хватало, и так бы я и остался за бортом высшего со всех точек зрения вида спорта, если бы не серия футбольных симуляторов FIFA.
Я абсолютно не романтизирую: именно FIFA придала новый импульс моему увлечению, оформила непосредственную логику и причины каждый год ждать сентября, чтобы мы с еще большим желанием бросились заносить свои кровные в Ultimate Team и строить собственные команды мечты. О нем ниже; давайте ненадолго останемся в атмосфере футбола, в этом удивительном ощущении причастности к огромному, невероятному шоу-бизнесу. В FIFA 17 ему уделили особое внимание, выпустив The Journey — историю простого паренька Алекса Хантера, который немедленно получил от меня прозвище Дед.
В «Путешествии» вы проходите все основные этапы формирования карьеры футболиста, начиная с решающего гола на U-11, заканчивая решающим матчем за Кубок Всего. Помимо тренировок и футбольных матчей, Алекс активно социализируется, в нем формируется уникальный характер, который зависит от решений игрока в диалогах. Все это разворачивается на фоне большой драмы с отцом, друзьями-мудаками, странными менеджерами и неожиданными арендами. Разумеется, все весьма романтизировано — никаких дорогих тачек, телок и наркоты, все очень степенно и красиво. И слава богу — нам и в жизни всего этого хватает, а тут получился практически байопик безымянного футболиста в английской премьер-лиге.
Это Life is Strange про футбол, где вам нужно быть лучшим. И вы реально начнете скрежетать зубами, проигрывая за 15 минут до конца матча и зная, что на кону ваше попадание в стартовый состав основной команды. Или будете радоваться как ребенок, когда Алекса возьмут на сборы в США. Или сверкнете улыбкой, когда Adidas, наконец, снимет его в рекламе. У The Journey очень хорошо получается цеплять за правильные эмоции, пропитывать культурой футбола, показывать его самые положительные стороны: стремление, упорство, мастерство. Я уже жду продолжения в следующем году, но про другую лигу — например, про Bundesliga, вот был бы огонь!
Теперь про пресловутые «паки». FIFA Ultimate Team — это ультимативная ролевая игра про футбол. В этом режиме вы можете создать новую «галактикос» — команду, где рядом будут играть Роналду, Месси и Левандовски, а поддерживать их будут Погба, Маттэус и еще кто-нибудь (правда, на это вы потратите не один десяток тысяч рублей). Вы создаете команду, открываете наборы, в которых может ждать счастье, и выходите на арену с другими живыми игроками, чтобы надрать им задницы. Все просто. Из года в год эта схема работает как часы, заставляя отдельные социальные группы с замиранием ждать среды каждой недели, когда выходит та самая «Команда недели» с черными карточками игроков с улучшенными характеристиками. Я адепт этой секты, и мне не стыдно.
В FIFA 17 режим Ultimate Team обзавелся, во-первых, специальными заданиями в плане формирования команды, за выполнение которых вы получаете бонусы. Во-вторых, появился FUT Champions — глобальный турнир, победитель которого от каждой страны поедет защищать честь флага на Чемпионат мира по FIFA. Если в первом случае мы все, конечно, попробуем новую историю, то в случае втором на что-то расчитывать может разве что Андрюша Загудаев, и то… Так что впереди привычный маршрут: открыл паков, поматерил судьбу, продал игроков, купил игроков, вышел в высшую лигу, пошел спать. Всегда работает!
Как мне кажется, с точки зрения именно процесса катания мяча самой слабой частью серии была FIFA 16: непробиваемые вратари, плохо работающие навесы в штрафную, невозможность нормально убежать от защитников, какая-то общая топорность матчей — в общем, ждали перемен. И они пришли. Главное — переезд на Frostbite, который значительно улучшил вид всего от банального покрытия поля до лиц футболистов, которые теперь похожи на себя.
Значительно поменялась физика мяча, который теперь лучше ощущается и приобрел вес (да я и сам ржу с этой формулировки, но). Игроки стали лучше взаимодействовать друг с другом, применять финты, красиво перекидывать, и вообще — забивать красивые голы на крутых комбинациях стало значительно веселее. Все дело в управляемости отдельного игрока: даже без применения дриблинга, логично распределяя вес с ноги на ногу, можно решить многие вопросы как в центре поля, так и на скорости при входе в штрафную площадь.
Полностью поменялись принципы подачи угловых, штрафных и пенальти — их сделали более точными и с вариантами закрутки меча ровно под голову игрока. Пенальти вообще песня: вы не только можете поменять свое положение перед мячом, но и управлять игроком во время разбега, определяя направление и силу удара. Маленький нюанс про стандарты: теперь футболисты при подаче мяча с бровки поля могут смещаться по бровке влево и вправо. В жизни я такого никогда не видел, но нововведение весьма забавное.
Переучиваться, как вы поняли, придется снова: ощущения от игры поменялись и, как мне кажется, в существенно лучшую сторону. Правда, тут надо сказать, что мы все, который год играющие в FIFA, не очень-то объективны. Мы ждем перемен. Сравниваем как кто навешивает, сличаем показатели игроков, учимся лучше играть и выигрывать. Для посторонних людей FIFA 17 — это по-прежнему лучший на всем свете симулятор футбола, который теперь еще и переехал на Frostbite и получил режим «Sims про футболиста». Пусть так: по-моему, это весьма неплохой статус на многие годы вперед.
FIFA 17 в продаже с 27 сентября для PlayStation 4, Xbox One и PC. Рецензировалась предоставленная издателем версия для Xbox One.