После событий первой части минуло несколько лет. Джейк Салли, когда-то объединивший племена синекожих аборигенов против «небесных людей», окончательно ассимилировался и со своей супругой Нейтири обзавелся потомством. Живи себе и радуйся, только вот мстительные земляне возвращаются на Пандору. И вендетта теперь интересует их еще больше, чем ценные ресурсы.
13 лет назад мы с вами сняли тогда еще громоздкие 3D-очки и вышли с сеансов с квадратными головами и такой же формы глазами (немного от громоздких очков, но в большей степени от увиденного). Первый «Аватар» взрывал мозг, перекрывая своими технологическими достижениями отдельные несовершенства прочих составляющих. С «Долиной папоротников» и «Покахонтас» фильм Кэмерона не сравнивал разве что самый ленивый.
Сиквел, ожидание которого сильно затянулось, уже не производит такого грандиозного эффекта
Мир изменился, мы изменились, а «Аватар» как будто бы остался тем же, что и был. Нет, в техническом плане это очередной, пусть уже и не такой очевидный с обывательской точки зрения, прорыв. Но зритель стал требовательнее. И если кто-то претендует на три с лишним часа твоего времени, изволь сделать так, чтобы эти три часа если и не пролетали незаметно, то хотя бы что-то после себя оставили. Джеймс Кэмерон малыми формами не оперирует и делает так, как ему хочется, потому что ну кто ему запретит?
Например, весь второй акт фильма — это чистый National Geographic
Знакомимся с новым племенем морских на’ви, изучаем их повадки и обычаи, любуемся видами подводного мира, стараемся серьезно воспринимать сюжетную линию с разумными китами. Добрых полтора часа в «Пути воды» практически ничего не происходит, зато не происходит ОЧЕНЬ КРАСИВО.
После плоских задников из последних Marvel-фильмов с их LED-экранами и безжизненного хромакея из среднестатистических Netflix-хитов второй «Аватар» — это глоток свежего воздуха. В картинке чувствуется глубина, движение, мир предельно детализирован, он живет и дышит на всех слоях и уровнях. Мироустройство — все еще главный аттракцион в «Аватаре». Так сходу и не вспомнишь, кто еще настолько бы заморачивался с экосистемой выдуманного сеттинга. Да и погружение сиквела под воду кажется максимально логичным решением для Кэмерона, как для главного мариниста Голливуда.
Драматургической стороне петь дифирамбы сложнее
Суть фильма можно пересказать в нескольких предложениях. Джейк Салли окончательно возведен Кэмероном в ранг его же Джона Коннора, а главное сюжетное нововведение продолжения — вывод на первый план детей главных героев, фильм в большей степени про них, чем про старшее поколение.
Зато экологическая и антиколониальная повестки как будто бы стали даже агрессивнее. Последнее вообще здорово укладывается в актуальные голливудские тренды, возможно, первым «Аватаром» же и начатые. Даже насквозь пластмассовый «Черный Адам» совсем недавно робко осуждал колониальную политику, не говоря уже о «Черной Пантере» и ее свежем сиквеле (к слову, тоже обратившем свой взгляд под воду).
Осталось успокоить тех, кого волнует вопрос экшна. С ним все в порядке, но только в первой и финальной третях фильма
Здесь Кэмерон на время забывает обо всех гуманистических порывах и усаживает зрителя на карусель из зрелищных взрывов, перестрелок и драк. «Аватар» сложно назвать фантастическим боевиком, но когда он все же переходит в экшн-режим, делает он это, что называется, на все деньги. А денег в нем ой как немало. Как пишут аналитики, успешным показателем для «Пути воды» будут считаться сборы от 2 миллиардов долларов и выше. В противном случае Кэмерон обещает завершить свою сагу на третьей части и поставить крест на дальнейших продолжениях.
Но пока как будто бы создателям фильма тревожиться не о чем. Сборы стабильно растут, «сарафан» хороший. А опасения по поводу того, что поезд франшизы давно ушел, не подтвердились. К сценарной простоте ленты придраться легко, но не парясь со сложносочиненным сюжетом, а делая упор на проработку мира, зрелищность и простые и понятные взаимоотношения героев, Кэмерон превращает свое детище в сказку вне времени, универсальную для любого зрителя. Стоил ли «Путь воды» всех этих лет ожиданий и многочисленных переносов — вопрос сугубо индивидуальный для каждого зрителя, но все же новая высадка на Пандору воспринимается как возвращение домой. Даже для человека, ни разу за минувшие тринадцать лет не пересматривавшего первую часть.