Когда десять лет назад плейбой, миллионер и филантроп Тони Старк из подручных средств в плену афганских террористов собирал портативный реактор, сложно было представить, что супергеройская киновселенная Marvel зайдет так далеко. И спустя почти два десятка фильмов и накануне первого большого юбилея тем, кто сейчас вдруг захочет погрузиться в события киносериала, можно только пожелать удачи. Даже на беглое прочтение соответствующих страниц в «Википедии» уйдут часы. Да всех остальных же, кто в курсе сюжета, новости исключительно приятные: «Война бесконечности» — самый нарядный, громкий и впечатляющий составной фильм в истории Marvel. И у него есть все шансы, чтобы стать самой кассовой картиной года.
В этот раз лучше обойтись без спойлеров. Несмотря на то, что сюжет «Войны бесконечности» можно пересказать в двух предложениях, внутри него есть несколько важных (и не всегда приятных) событий, о которых лучше не знать перед показом. Поэтому коротко: все два с половиной часа около двадцати самых разных супергероев — от привычных «Мстителей» до примкнувших к ним Доктора Стрэнджа, Человека-паука, «Стражей Галактики» и многих других — ведут неравный бой с фиолетовым громилой с мощным подбородком Таносом на Земле и в космосе.
Цель Таноса — собрать вместе все шесть камней бесконечности и одним махом уничтожить половину человечества. Таким образом он хочет решить проблему перенаселенности вселенной.
Танос на фоне разросшейся до неприличия супергеройской труппы выглядит исключительно выигрышным персонажем. У него одного тут главная роль и возможность как следует высказаться. Он оказывается совсем не таким, как можно было представить по крошечным появлениям в сценах после титров в предыдущих фильмах.
Танос в «Войне бесконечности» — не только мощный громила, способный сражаться с несколькими «хорошими» супергероями одновременно на равных, но даже больше — грустный рассудительный отец-одиночка с мальтузианскими замашками. Он грезит не столько вселенской властью, сколько пытается спасти мир от смерти, супергеройскими методами решая демографические проблемы.
И конечно, Танос как влитой вписывается в современную, простите, мету самих «Мстителей», которые тоже страдают от перенаселенности. Кажется, только этому фиолетовому пришельцу из космоса по плечам её решить. В итоге это приведет к радикальному перевороту сюжета, от которого некоторые впечатлительные фанаты Marvel будут падать в обморок, а те, кто читал комиксы — ехидно улыбаться. Они-то знают, что шоу будет продолжаться, что бы ни случилось.
Но героев действительно стало очень много. В итоге «Война бесконечности» по формату напоминает составные отечественные концерты для ТВ.
У каждого участника тут всего по одному мощному выходу (у некоторых — ни одного), в перерывах — щепотки фирменного обезжиренного и немного дурацкого марвеловского юмора и появления Таноса, которые придают этому бесконечному цирковому представлению немного стройности и глубины. У кого-то новые хиты (обратите внимание на костюм Железного Человека), у кого-то — проверенная концертная программа (смешная война между Беннером и Халком), но ни один герой не забыт, всем дадут сказать хоть пару слов.
Это все, разумеется, напоминает ежегодный «Голубой огонек» — лучшее, любимое и только для вас, но в новых декорациях, чуть погромче, современнее и ярче. Но устать от этого выверенного до последнего пикселя на экране балагана, как всерьез винить «Мстителей» за излишний инфантилизм и несобранность — тоже по-своему глупо.
Во-первых, ничего подобного в современном коллективном студийном кинопроизводстве нет (увы, DC, увы), во-вторых, нас вели к этим бесконечным войнам десять лет — пора бы уже или привыкнуть, или, наоборот, если вам все это претит, просто игнорировать все, на чем стоит логотип Marvel.
И в этом есть интересный парадокс: от новых «Мстителей», как и от любого большого фильма Marvel, неоправданно ждут каких-то сенсаций, сюрпризов или подвохов. Но это линкор, который набрал максимальную скорость, и качнуть его в какую-то сторону почти невозможно. Самая сильная часть многофигурной вселенной уже давно не в отсылках к Библии или древним эпосам, не в количестве суперзвезд, кучкующихся на экране, не в передовых спецэффектах и, конечно, не в художественных достоинствах.
Кино тут — лишь один из элементов хитро устроенной мозаики. Самое впечатляющее — наблюдать как этот невероятно сложный механизм работает в почти идеальном темпе. И в этом тоже есть определенное искусство — но, конечно, куда более предсказуемое, утилитарное, услужливое зрителю, чем, например, в фильмах с Каннского фестиваля. И поэтому каждая новая Marvel-премьера ближе по духу к презентации новых айфонов или пышным мероприятиям Илона Маска. Во ВГИКе эти фильмы изучать всерьез вряд ли будут, а вот в ВШЭ — вполне.
И тут надо проговорить главное: у каждого времени свои герои. За десять лет мы, конечно, все немного подустали от Marvel, но ничего лучше в подчеркнуто обезличенном большом кино в новом веке пока не случалось — нравится нам это или нет. Несмотря на некоторые сюжетные глупости, порой чрезмерный пафос, порой — слишком уж навязчивый юмор, я с трудом представляю себе человека, который на выходе из зала будет категорически расстроен «Войной бесконечности». А с пивом и двойной порцией начос все это вообще может показаться лучшим фильмом года.
«Мстители: Война бесконечности» в российском прокате с 3 мая 2018 года.