С комиксовыми экранизациями последнего времени, особенно с марвеловскими, есть одна проблема. Вкратце она сводится к следующему: фильмы перестали быть законченными, герметичными историями и превратились в странные огрызки нарратива, отсылающие одновременно к трем прошлым фильмам, пяти будущим фильмам и к нескольким пересекающимся комиксовым линиям — при этом комиксы, строго говоря, давно в массовом порядке никто уже не читает даже в Америке. Все это очень хорошо заметно, например, в «Бэтмене против Супермена» и особенно в последнем «Капитане Америка»: разноцветные персонажи бьют друг друга по голове, потом появляются другие разноцветные персонажи и жгут первых разноцветными лучами, потом наступают титры; это фильмы без начала и конца. Заметим, кстати, что руководитель марвеловской киновселенной Кевин Файги, когда я напрямую его об это спросил, уперся в том смысле, что ничего подобного — на предварительных просмотрах, дескать, зрители прекрасно понимают, что происходит.
Тем не менее, «Доктор Стрэндж» — фильм, в котором нет ничего подобного вышесказанному. Это очень четкая, очень понятная и драматургически безупречная история, написанная строго по Джозефу Кэмпбеллу: вот герой, вот внезапный слом всех его жизненных парадигм, вот перерождение под руководством наставника (блестящая Тильда Суинтон), вот антагонист (блестящий Мэдс Миккельсен) и его понятный план, вот кульминационная битва. В кадр случайно не заходит Тони Старк. Герои не дерутся за лишнюю секунду экранного времени. Так, без постмодернистских глупостей, супергеройское кино не снимают, кажется, лет десять — как раз с первого «Железного человека».
Доктор Стрэндж в исполнении вашего любимого артиста Камбербетча при этом, кажется, такое же идеальное попадание в роль, как у Дауни-младшего — в свою. Не столько даже в роль, сколько в архетип; Камбербетч привычно изображает Шерлока Холмса (и, видимо, в конечном итоге самого себя) и напоминает еще другого доктора, по фамилии Хаус. Он самовлюбленный и само-же-уверенный, на сто процентов прагматичный — и это отличный контраст с магическим миром, куда его помещает фильм через полчаса после начала. Как многие знают, в хорошо написанном кино герой должен меняться от завязки к кульминации, менять свой взгляд на мир, свое отношение ко многим вещам — у Marvel с этим традиционно (и вынужденно) все очень плохо, но вот у «Доктора Стрэнджа» неожиданно получилось.
Есть дурацкое обывательское заблуждение: мол, развлекательному кино простительно быть тупым — «на один раз сойдет». Так вот, «Доктор Стрэндж» — не то чтобы, конечно, слишком умный (в конце концов, речь идет про городскую магию, астральный мордобой и адского демона Дормамму, сделанного из фиолетового неона), но очень грамотно, даже изящно снятый фильм. Сделайте себе одолжение, не пропустите.
И да: спецэффекты отличные, в измененном состоянии сознания лучше не смотреть, боевая хореография напоминает сразу «Матрицу» и нолановское «Начало», Камбербетч пару раз довольно смешно шутит, первый «стингер» после титров забавный, второй «стингер» после титров глуповатый и предсказуемый.
«Доктор Стрэндж» в российском прокате с 28 октября.