1999 год. Косовская война в самом разгаре. Города Югославии стонут от бомбардировок сил НАТО. Счет жертв среди гражданского населения идет на сотни. Россия, до этого напрямую не участвовавшая в урегулировании конфликта, принимает решение вмешаться и не дать войскам НАТО занять стратегически важный объект — расположенный недалеко от столицы Косово аэропорт Слатина.
Кино, не только как важнейшее, но еще и как наиболее универсальное, на мой взгляд, искусство, слишком часто несет в себе дополнительную функцию — агитационную. К счастью, подобные «заказухи» обычно видно издалека, несмотря на все попытки их авторов, прикрывающихся исключительно высокими творческими побуждениями, отрицать какую-либо причастность к текущей политической повестке. Примеров масса, но вот парадокс — «Балканский рубеж» не так уж и хочется вносить в этот список, хотя на первый взгляд ему там самое место. Уж слишком много здесь атрибутов зверя в пропагандистской шкуре.
Действие картины разворачивается двадцать лет назад, но это лишь доказывает, насколько цикличной может быть история. Биполярный мир бряцает оружием и в качестве разменной монеты использует народ небольшого восточноевропейского государства, борющегося за собственную независимость. Вроде смотришь фильм про Балканы, но мерещится совсем другой полуостров. Для особо либерально настроенных зрителей даже имеются раздражители в виде вставок из документальной хроники с Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Или один из финальных кадров «Рубежа» — российский офицер несет на руках зареванную сербскую девочку, а небо над ними расчерчивают военные самолеты.
В чем же тогда парадокс? В том, что лента Андрея Волгина не производит впечатление наспех склепанной агитки. Это недешевое и прилично снятое кино — как минимум в техническом плане, да и с художественной стороны не все так плохо. Политически спорная подоплека, описанная выше, служит, скорее, фоном, а за патриотизм отвечает одна из второстепенных линий с колонной российских БТРов, движущихся из Боснии в Косово. Всю наигранность, неуместный юмор и военачальников, со «сложными щами» принимающих непростые решения, собрали именно здесь, так что сцены из реконструкции марш-броска миротворцев нужно просто перетерпеть, хотя бы ради основного сюжета.
Формально главных героев здесь два. Пока один, вымышленный солдат Андрей Шаталов, сыгранный Антоном Пампушным (человекомедведь из «Защитников» Сарика Андреасяна), инкогнито живет среди сербов, периодически помогая местным и влюбляясь в медсестру по имени Ясна, другой — вполне реальный офицер Юнус-бек Евкуров (к слову, нынеший глава Ингушетии), сыгранный очень отдаленно похожим на ингуша Гошей Куценко, собирает отряд из своих бывших сослуживцев-ренегатов, с которыми ему и предстоит удерживать злополучный аэродром. Как несложно догадаться, все ключевые действующие лица в итоге пересекутся в одном месте.
Все это — очень долгая экспозиция, параллельно демонстрирующая ужасы войны (насилия в кадре очень много) и постепенно подводящая нас к тому, ради чего здесь все и собрались. Детали операции по захвату Слатина до сих пор засекречены, так что сценаристы картины додумывали их самостоятельно, и тут уж они не мелочились.
Спустя полтора часа «Балканский рубеж» наконец-то расставляет на доске все фигуры и устраивает затяжное рубилово, напоминающее не то осовремененную версию «300 спартанцев», не то финальный акт «9 роты» Бондарчука, а если совсем по-простому — то это вполне можно принять за эталонную экранизацию миссии по удержанию точки из любого милитари-шутера. Ограниченное количество боеприпасов, многократно превосходящие силы противника, атакующие волнами, стационарные пулеметы, мины и растяжки. Есть даже обязательные взрывающиеся красные бочки и подло обходящие с флангов противники с «арпиджи». Не злоупотребляя slo-mo и компьютерной графикой, авторы выдали порцию живого олдскульного экшна, после которого хочется прийти домой и запустить Call of Duty или Battlefield. А то и самому побегать по полигону для страйкбола, пейнтбола или лазертага (нужное подчеркнуть).
Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья: каждый снимает о том, что его волнует больше всего. Голливуд, например, последние несколько лет регулярно попинывает республиканцев, напоминая о Ричарде Никсоне, как о единственном президенте, ушедшем в отставку до окончания срока, и намекая на то, что кое-кому бы тоже не помешало последовать его примеру.
А российские кинематографисты, судя по всему, решили вспомнить старую шутку из КВНа — «Кольцо врагов сжимается не вокруг России, а при виде России» — попутно играя на ностальгии. Прямо сейчас в кинотеатрах можно увидеть трейлер готовящегося к выходу «Балканского рубежа» под саундтрек от «Наутилуса Помпилиуса», а следом за ним — ролик фильма «Братство», рассказывающего о войне в Афганистане, и там фоном поет уже Кипелов. Что наснимал Павел Лунгин, узнать можно будет только в мае, а вот что касается «Рубежа», то назвать его плохой картиной не получается. Максимум — неоднозначной.
Абстрагируясь от политики, получаем вменяемый и нестыдно снятый военный боевик с вкраплениями драмы и несколькими хорошими актерами (небольшие роли есть у Эмира Кустурицы и Гойко Митича — шутки про Чингачгука прилагаются). Если рассматривать его как рассказ о людях, делающих свою работу в заведомо суицидальных условиях, это не хуже каких-нибудь «Тайных солдат Бенгази» Майкла Бэя. Даже к не слишком тщательно, но сносно по меркам жанра прописанным героям успеваешь проникнуться симпатией, и неизбежная гибель некоторых из них вызывает хоть какой-то отклик.
Вопрос лишь в том, получится ли у вас закрыть глаза на недвусмысленные намеки, ведь, как гласит старинный афоризм, ты можешь не интересоваться политикой, но это не значит, что политика не заинтересуется тобой. Да и операция в Слатина не была такой уж безоговорочной победой российской армии.