С 24 марта в прокате супергеройский блокбастер «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» Зака Снайдера — очень красивое, но слишком серьезное кино про отношения между богом и человеком.
Во время схватки с генералом Зодом в финале «Человека из стали» Супермен (Кэвилл) роняет одну из башен Wayne Enterprises на асфальт, чем приводит в бешенство не только власти города Метрополиса, но и ее владельца — мультимиллионера с мутным прошлым Брюса Уэйна (Аффлек). Тот решает отомстить супергерою с Криптона, но долгое время не может придумать план, как убить неуязвимого для любого земного оружия брюнета.
Спустя примерно полтора года после инцидента с высоткой Уэйн/Бэтмен узнает, что где-то в Индийском океане группа рыбаков случайно нашла осколки криптонита — радиоактивного вещества с родной планеты Супермена, из которого можно создать смертельное для пришельца оружие. Он решает заполучить камень во что бы то ни стало, но ему вовсю начинает мешать другой миллионер и филантроп, преследующий схожие интересы — молодой ученый с прической гранж-певца Лекс Лютор (Айзенберг). Однако в отличие от Бэтмена, который предпочитает оставаться в подполье, Лютор планирует «запретить» Супермена на государственном уровне, заручившись поддержкой американских сенаторов.
Карьера голливудского визионера Зака Снайдера долго развивалась по синусоиде — за взлетами и коммерческими триумфами всегда следовали оглушительные провалы. Терпение боссов Warner Bros. относительно Снайдера, трудовая книжка которого никогда не покидала стены студии, лопнуло после того, как фильм «Запрещенный прием» — стомиллионная двухчасовая порнографическая фантазия про бордель и танцующих девушек в чулках — предсказуемо провалился в прокате. Снайдера, приставив к нему Кристофера Нолана с командой, попросили заняться постановкой фильма про Супермена, открывающем так называемую киновселенную DC, разумно полагая, что тут его железобетонная серьезность и умение правильно пользоваться рапидом обязательно пригодятся.
Фирменное снайдеровское отсутствие юмора в «Человеке из стали» помножилось на неумение нолановского сценариста Гойера шутить и серьезность исходного материала — и на выходе мы получили один из самых занудных и академичных супергеройских фильмов в истории. На фоне бурлескных марвеловских аттракционов с шутками-прибаутками картина Снайдера была похожа на что-то среднее между дискотекой в доме престарелых и лекцией по теологии. Но сводки из кинопроката вместе с довольно умеренной критикой сделали свое дело: Снайдер и Ко в «Бэтмене против Супермена» не стали менять тон и продолжили гнуть свою линию.
В новой картине Снайдер опять занимается любимым делом — рифмует супергеройскую мифологию с религиозной. Противостояние человек—бог (Бэтмен—Супермен) Снайдер изображает, надо отдать ему должное, весьма впечатляюще — не через невыносимый бубнеж всех героев подряд, как в «Человеке из стали», а так, как умеет только он — через мощнейший визуальный ряд. Игнорируя любые современные тренды, Снайдер при первой возможности выключает свет и дает такого Караваджо вперемешку с Босхом и Рембрандтом, что закачаешься. Янтарные зловещие светофильтры и барочный полумрак вкупе с музыкой Ханса Циммера и Junkie XL превращают битву двух героев в мало с чем сравнимое представление. Поэтому совет: ищите в своем городе/районе кинотеатр с максимально большим экраном и лучшим звуком — в самые крутые моменты «Бэтмен против Супермена» без оговорок может свести с ума своим техническим великолепием.
Но красота «Бэтмена против Супермена» — музейная, сравнимая с любованием на полотна того же Рембрандта или Леонардо Да Винчи. Здесь нет марвеловского задора и изобретательности, а все экшн-сцены поставлены так, простите, аккуратно, что вряд ли смогут впечатлить любого постоянного посетителя мультиплексов. Одним словом, проще оценить технику и гениальность автора про себя, чем вцепиться в подлокотники кресла от увиденного.
И поначалу эту сдержанность легко объяснить. Снайдер, в перерывах между стычками героев со злодеями и друг с другом, пытается говорить о важных вещах, поэтому шутовской тон марвеловских фильмов здесь действительно ни к чему. Подкованный зритель легко считает визуальные отсылки к 9/11 и другим историческим событиям. Другие заметят прямые цитаты из Библии, которыми усыпан «Бэтмен против Супермена».
И все бы ничего, но к финалу эта патологическая серьезность во всем, с которой Снайдер никак не может совладать уже второй фильм подряд, становится совершенно невыносимой. DC, сделав ставку в своих картинах на полное отсутствие юмора, в итоге загнали себя в очень сложное положение. Для того, чтобы все эти патетические метания героев выглядели на экране как минимум не комично (особенно на фоне какого-нибудь «Дэдпула»), а зритель при этом еще и досидел до конца, нужен почти безупречный сценарий, превращающий супергеройский фильм в настоящий эпос. По сравнению с «Человеком из стали» Гойер и Ко проделали огромную работу над ошибками, но все равно их допустили. Особенно — во второй части фильма. В кульминационные и самые важные сцены фильм превращается в очень смешную комедию (ключевое слово для тех, кто пойдет в кино — «Марта») — настолько неестественно и пафосно ведут себя герои. Что будет дальше — посмотрим, но если и во всех остальных смежных с этой картинах будет выдержан такой же суперсерьезный тон, киновселенную DC ждут большие проблемы.
Помимо этого, несмотря на почтенный хронометраж фильма (150 минут), в финале складывается впечатление, что практически всем не дали договорить. Бэтмен и Супермен здесь больше похожи на музейные экспонаты, про которых забыл рассказать экскурсовод — их прошлое и настоящее в фильме не играет никакой роли и не объясняется. Такого не позволял себе даже Джоэль, простите, Шумахер в худших картинах про одного из героев. Чудо-женщина в исполнении прекрасной Галь Гадот появляется, кажется, всего в трех сценах (в двух из них — в откровенном вечернем платье) и только для того, чтобы напомнить всем невнимательным или незнающим зрителям, что скоро с ней будет отдельная картина. У Альфреда в исполнении Джереми Айронса за весь фильм всего одна (и то не очень смешная) шутка — про отсутствие девушки у босса. Лоис Лейн (Эми Адамс) появляется в фильме, чтобы напомнить Супермену, что ее надо срочно спасти, и так далее — список странных выступлений основных и второстепенных героев (и даже, маленький спойлер, злодеев) здесь можно продолжать бесконечно.
Но обиднее всего за Лекса Лютора — гения на грани нервного срыва, сыгранного Джесси Айзенбергом. Его в фильме тоже преступно мало, а все выигрышные сцены к тому же показаны в трейлере. И это при том, что Лютор, по идее, выполняет две ключевые функции — магнита, который сталкивает Бэтмена и Супермена, человека и бога, и добавляет определенной сумасшедшинки в происходящее. В разбавлении железобетонной атмосферы фильма Лютор мог бы сыграть центральную роль, но по авторской воле так этого и не сделал.
«На заре справедливости» не справляется и со своей главной функцией — пролога к «Лиге справедливости», составного фильма во вселенной DC. Вместо того, чтобы посеять интригу в финале, хоть как-то мотивирующую зрителя к ожиданию следующего фильма (что умеет делать Marvel), авторы картины зачем-то в лоб цитируют одну из самых знаменитых сцен из Нового Завета. Это, конечно, очень похвально и здорово, но в данной ситуации в этом нет никакого практического смысла. Впрочем, если задуматься, как и в большей части всего фильма Снайдера.
«Бэтмен против Супермена» — очень старомодное и невыносимо серьезное кино с огромным количеством проблем, которое всерьез ругать почему-то все равно не получается. То ли дело в вечной и непоколебимой любви к Бэтмену и его друзьям, то ли в элементарном понимании, что режиссер Снайдер без гениального сценария или первоисточника (как это было в «Хранителях») просто не умеет снимать иначе. А вот с этим, хоть кол на голове теши, мы точно ничего поделать не можем, поэтому и не будем расстраиваться.
«Бэтмен против Супермена» в российском прокате с 24 марта.