«Дэдпула» ждали многие: такие харизматичные, заносчивые и одновременно противоречивые герои появляются на экране не каждый день. Особенно если это касается того, что связано с Marvel. Каким вышел фильм, и действительно ли он рвет шаблоны так, как нам обещали?
Бывший спецназовец Уэйд Уилсон (Рейнольдс) не успевает освоиться в новой для себя роли вольного наемника и найти любовь всей жизни, как узнает, что болен раком. Подкатившие к нему практически в тот же момент мутные господа предлагают вылечить Уилсона, если он доверит свое тело науке — ее олицетворяют Аякс (Эд Скрейн) и Ангельская пыль (Джина Карано, женское лицо MMA). Уилсон доверяет и проходит своеобразный «курс лечения», но прощается с врачами на минорной ноте.
Очнувшись в руинах, Уилсон выясняет, что он здоров и теперь практически неуязвим, но уродлив, как если бы, цитирую: «Фредди Крюгер взял в рот у топографической карты штата Юта». Также новоявленный супергерой в опасности: счеты с «врачами» не сведены, а под прицелом оказывается любимая, которой еще нужно как-то показаться и объяснить, что к чему.
Дедпул занимает особое место в мифологии Marvel: это единственный персонаж, который в курсе, что он в комиксе. Поэтому он постоянно обращается напрямую к читателям, а также из принципа шатает заповеди вроде «не убий» и вместо обычных супергеройских речей про долг, честь и совесть толкает шутки про мамку. В лучшем случае это мамка Росомахи, в худшем — твоя.
С таким персонажем трудно сладить не только другим супергероям, но и авторам — во многом поэтому хороших комиксов про Дедпула гораздо меньше, чем кажется. С фильмами история интереснее: до этого Дэдпул появился в кино однажды, в картине «Люди Икс: Начало. Росомаха»; тогда его тоже играл Рейнольдс. Но вот незадача, по сюжету у героя был зашит рот. Не о таком Дэдпуле в кино мы мечтали!
В собственном фильме Дэдпула все устроено как надо. Рот Дэдпула не зашит и не закрывается ни на секунду, комментируя происходящий на экране экшен в редкой для «Марвел» возрастной категории «до 17», вместо привычных «до 13». Весь фильм он гоняется за лоховатым злодеем Аяксом и его помощницей. Женщина Дэдпула попадает под горячую руку чуть ли не случайно; лучшему другу угрожают, но злодей, как уже сказано, лоховат. Другие супергерои — весьма комичная пара Колосса и Сверхзвуковой Боеголовки из когорты «Людей Икс» — вызываются Дэдпулу помочь, хоть и шокированы его методами.
Все это — идеальная атмосфера для нашего героя; не фильм, а именно что комикс средней паршивости. Где, как не здесь, развернуться сатирическому гению Дэдпула? Все здесь словно создано, чтобы кататься на его шутках, которые звучат без перерыва, и в этом потоке вылавливаешь немало достойного. Сюжет «Дэдпула» можно пересказать от начала до конца, не беспокоясь о спойлерах; чем не следует злоупотреблять, так это его цитатами.
Как легко было заметить по последним «Мстителям», фильмы по комиксам «Марвел» все больше стали походить на оперу. Я не то чтобы люблю оперу, но понимаю, что за этим действом стоит огромная работа композитора, оркестра, сценографа, люди поют что есть сил, надрывают связки, растягивая текст на, предположим, итальянском, а это время им на диком пафосе внимает благодарная публика. Или сюжет: персонажи выскакивают из-за кулис и тоже начинают что-то петь, но, так как слов не понять, то и мотивы появления персонажей не очень ясны. В общем — красиво, патетично, но мало что понятно, и ты снисходительно соглашаешься, что это же опера, вековые европейские традиции, и кто ты такой, чтобы их судить.
Примерно такая же ситуация у фильмов по комиксам, только проблема в том, что это фильмы по комиксам. Состроить в них сложные щи так, чтобы потом не было стыдно — задача колоссальной сложности, которую «Марвел» провалили в девяти случаях из десяти (поклонники Нолана зря радуются, у DC статистика ненамного лучше). В сложившейся ситуации на фильмы типа «Дэдпула» надо молиться: только они спасут этот мир от ложного пафоса. Но он такой один, ain’t super, and no hero.
«Дэдпул» в российском прокате с 11 февраля 2016 года.