10 июля на Netflix вышла «Бессмертная гвардия» (The Old Guard) Джины Принс-Байтвуд — экранизация одноименной серии комиксов Грега Раки, также написавшего сценарий к ленте. Главную роль исполнила Шарлиз Терон, вновь воплотившая свое полюбившееся в последнее время амплуа дерзкой воительницы. Тем не менее «Бессмертная гвардия» не пытается копировать «Атомную блондинку» или «Безумного Макса» — фильм Netflix, скорее, ближе супергеройским лентам и сериалам вселенной Marvel.
Андромаха Скифийская (Шарлиз Терон) — воительница с вековой историей, пережившая как древние войны, так и прошедшая практически все современные военные кампании. За свое путешествие по столетиям героиня встретила всего несколько людей, похожих на нее — нестареющих, способных к мгновенной регенерации, иными словами — бессмертных.
В наши дни так называемая «гвардия» состоит из четверых человек: Букера (Маттиас Шонартс), Джо (Марван Кензари), Ники (Лука Маринелли) и самой Энди (сокращенно от Андромахи) — отряд элитных солдат, действующих скрытно и исключительно в собственных интересах. Спонтанно к ним присоединяется девушка Найл (восходящая звезда Кики Лэйн, сыгравшая главную роль в «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса) — новая бессмертная, только-только открывшая в себе способность к регенерации.
«Бессмертная гвардия» — это напрочь забитый экшеном боевик, который, однако, не совсем про экшен. Уже первые несколько сцен и монологов героини Шарлиз Терон задают совершенно иной тон, отличный от смежных «Бессмертной гвардии» фильмов вроде «Джона Уика» или той же «Атомной блондинки». Оригинальный комикс Грега Раки задевает меланхоличные и около философские темы: жизненное предназначение, судьбу и все в этом духе. Энди повидала не один век, но каждая война так или иначе вела к следующей, и следующей, и следующей — попытки «сделать мир лучше» оказались провальными, хотя в перспективе герои совершили уж точно не один десяток добрых дел.
Сейчас слегка подавленная временем гвардия старается лишний раз не высовываться, однако мимо одного всплывшего дела Энди пройти не может. В Южном Судане некие солдаты похитили группу детей — герои тут же отправляются на спасательную операцию, однако попадают в ловушку. Пустая комната, десяток спецназовцев в засаде и установленные в каждом углу камеры — о бессмертии гвардии узнает бывший агент ЦРУ, ныне работающий на фармацевтическую компанию. Во главе корпорации — классический безумный ученый, который пытается создать лекарство от старости. К чему все идет, вы уже поняли.
«Бессмертная гвардия» удивительно комфортно сумела усесться сразу на двух стульях. Фильм переключается между личностной драмой и боевиком, при этом черпая вдохновение у условной «Джессики Джонс». И если на раскрытие бессмертной и депрессивной героини сериала Marvel потребовалось 13 серий, то «Бессмертной гвардии» хватает всего пары часов. Без откровенной ванильности, но со взрослой драмой о старении, весе собственных решений и конфликте поколений: например, если для Энди убийство человека — дело одной секунды, то вот молодая морпех Найл настроена куда гуманно.
В то же время «Бессмертная гвардия» не забывает, что он все же супергеройский фильм. Принс-Байтвуд не злоупотребляет способностями главных героев и правильно делает. Первая же крупная стычка со спецназом вдоволь раскрывает нечеловеческие потенциал гвардии, крупным планом показывает заживающие раны и выпрыгивающие из тела пули — дальнейшая эксплуатация главной фишки фильма только испортила бы вау-эффект. Да и не очень логично было бы вновь и вновь убивать-возрождать солдат, которые прошли через сотни войн — каждого члена гвардии можно идеально описать устойчивой фразой one-man army.
«Бессмертная гвардия» полностью оправдывает собственный лор — каждая боевая сцена выглядит очень четко; видно, как та же Терон после «Атомной блондинки» и «Безумного Макса» натренирована не хуже настоящей скифской воительницы. Впрочем, эстетически «Бессмертная гвардия» сильно отличается от перфекционистской хореографии «Джона Уика» или недавней «Операции по спасению». Боевые сцены в фильме Принс-Байтвуд ставили те же люди, что работали над марвеловскимим «Мстителями» и другими супергеройскимим фильмами — здесь меньше упора непосредственно на детали, но больше общих планов и взаимодействия героев друг с другом, нежели противниками. Если в «Атомной блондинке» Терон ломала конечности врагов до изнеможения, то в «Бессмертной гвардии» все происходит гораздо проще и быстрее. Градус эпичности при этом ниже не становится: в бой идут не только стильные современные автоматы, но и холодное оружие, артефакты прошедших войн. Пистолет в одной руке и двойной топор в другой — это все же эффектно.
«Бессмертная гвардия» теряется разве что на завязке. Фильм разыгрывает штамп с богатым/безумным ученым, который хочет превратить гвардию в подопытных крыс. Конечно же в один момент кого-то из главных героев поймают, конечно же кого-то придется вызволять прямо из логова антагониста, конечно же не обойдется без предсказуемых твистов. Сюжет держится на плаву только благодаря личным историям персонажей — те любовные линии, рефлексивные сомнения и прочие вторичные арки, которые обычно тянут сценарий на филлерское дно, в «Бессмертной гвардии» идут па пользу. Хотя бы потому, что каждая побочка не следует избитым стандартам: начиная от романтичных на каком-то совершенно ином уровне отношений между Джо и Ники, заканчивая словившими депрессию от вечной жизни Букера и Энди.
«Бессмертная гвардия» — один из тех летних блокбастеров, которых нам так не хватает прямо здесь и сейчас. Это не хайп уровня Marvel или DC, но нечто приближенное к. Фильм Джины Принс-Байтвуд и не пытается замахнуться на планку выше условных «Джонов Уиков». «Бессмертная гвардия» адаптирует хореографические боевики, разбавляя происходящее супергеройскими элементами — но не так вяло, как «Джессика Джонс», «Люк Кейдж» и другие сериалы из партнерки Marvel-Netflix, а постаравшись сохранить баланс между комиксными условностями и реализмом. Задача трудная, но «Бессмертная гвардия» с ней справляется. Да и вообще, лишний раз посмотреть на Шарлиз Терон в действии — отдельное удовольствие.