С 6 октября в российском прокате хоррор «Ведьма из Блэр: Новая глава» (в оригинале просто Blair Witch) — продолжение нашумевшей в конце девяностых ленты про ведьму, которая обитает в проклятом лесу, окружающем захолустный городок Баркитсвилль. Специальный корреспондент Disgusting Men, хоррор-гик Дмитрий Соколов, проник на закрытый предпремьерный показ фильма на российском Comic Con и спешит поделиться впечатлениями.
С момента событий первой части прошло ровно 20 лет («найденные пленки», показанные в фильме 1998 года, были сняты в 1994-м), и в 2014 году брат девушки, пропавшей в конце исходного фильма, вместе со своими друзьями отправляется в леса возле Баркитсвилля, чтобы, во-первых, снять документальный фильм о феномене «ведьмы из Блэр», и, во-вторых (что более важно), попытаться выяснить, что же все-таки случилось с его сестрой в ту страшную осень. Ответ на этот вопрос молодые люди найдут — вопрос лишь в том, какую цену им придется за него заплатить.
Формально «Новая глава» — третья часть «Ведьмы из Блэр»; про разруганную в свое время вторую сейчас помнят немногие извращенцы вроде меня — но все же в плане сюжета это вполне самостоятельный фильм. Так что никакого дополнительного знания для просмотра вам не потребуется, даже если вы смотрели первую часть, но за давностью лет забыли что там происходит. И одновременно с этим — в фильме есть немало отсылок к оригинальной ленте, хотя и достаточно тонких, не бросающихся в глаза. Режиссер Адам Уингард (автор слэшэра «Тебе конец!» и триллера «Гость») вообще весьма аккуратно подходит к работе с материалом, что отражено во множестве мелких деталей.
Здесь отлично обыгран часто раздражающий в фильмах о «найденных пленках» момент, когда герои даже во время драки или побега от монстра умудряются держать камеру в нужном направлении, чтобы зритель мог все хорошенько разглядеть, или, по крайней мере, понять, что происходит. Эта проблема решена очень просто: у каждого персонажа на голове зафиксирована экшн-камера, и иногда им помогает коптер — так новая «Ведьма из Блэр» узаконивает стандартное клише жанра found footage. Картина не только переключает внимание между разными видами от первого лица, но и показывает панорамные кадры, пускай и редко. Другая важная деталь: несмотря на то, что в фильме есть неизбежные спецэффекты, их удельный вес относительно мал, и основной упор сделан именно на взаимодействие героев друг с другом, а не на скримеры, которых до поры до времени довольно мало.
Здесь, правда, могут возмутиться поклонники первой части, в которой спецэффектов практически не было, особенно в современном понимании этого слова: явное нарушение аутентичности! Решение добавить новых технологий в съемочный процесс мне представляется оправданным: в 1998 году «Ведьма из Блэр» выехала во многом на талантливом маркетинге — снимать по тем же стандартам в 2016 году, конечно, бессмысленно. Кроме того, с тех пор вышли тонны фильмов о «найденных пленках», и купить зрителя идеей подлинности культового материала уже невозможно.
В этом, кстати говоря, и заключается главное достоинство новой «Ведьмы из Блэр»: фильм очень хорошо знает свое место. Он не стремится потрясти зрителя каким-то принципиально новым подходом, а вместо этого предлагает ему пересказ уже известной многим истории — но в слегка измененных декорациях, с обновленными аттракционами и с другой точки зрения на происходящее. Здесь — и это, возможно, главное, что следует знать о фильме — как и в любом качественном хорроре о призраках, принципиально важна атмосфера нарастающего страха, а не количество литров крови, пролитой за одну минуту. И с этим полный порядок. Нам очень подробно (и вполне убедительно) показывают, как обычный поход в лес за пару дней превращается в путешествие куда-то за границу привычного мира, где встречаются вещи, которые просто не могут существовать, и существовать не должны — но все же существуют, и понять их природу невозможно. Да, мы знаем, чем обычно заканчиваются такие походы. Да, мы видели похожие походы сотни раз. Но от этого не становится хуже, а иногда ощущение, что ты на полшага впереди героев-дураков, лишь еще сильнее напрягает.
Жанр фильмов ужасов за последние годы серьезно измельчал, и новую «Ведьму» стоит посмотреть всем, кто хоть сколько-нибудь любит иногда как следует испугаться. Фанатам оригинала, как и поклонникам «найденных пленок» вообще, «Новая глава» понравится, несмотря на некоторую предсказуемость происходящего — хотя нас снова отводят в тот же самый лес, это все-таки лучше, чем даже гипотетический римейк оригинальной картины. Можно сколько угодно предугадывать дальнейшее развитие событий, но легче вам от этого ни разу не станет. Новая «Ведьма из Блэр» держит планку качества и как хоррор для тех, кто шел мимо кинотеатра, и как очередная часть знаковой картины, когда-то в одиночку создавшей моду на «найденные пленки».