В течение года по всей планете проходит пугающее количество как крупных, так и локальных мероприятий, но для тех, кто играет, а не углубляется в индустрию, их меньше десятка. Некоторые из них дублируют информационный контекст друг друга, некоторые эксклюзивны. На одни попасть может кто угодно — другие только для прессы.
Каждая выставка, посвященная видеоиграм, как правило, состоит из экспозиции, где можно, отстояв в очереди, во что-нибудь сыграть или на что-нибудь посмотреть, и серии пресс-конференций, которые снабжают происходящее официальной информацией и крупными анонсами.
Побывав на дюжине выставок, презентаций и вечеринок, Петр Сальников, Евгений Закиров, Кирилл Перевозчиков и организатор EPICENTER Максим Маслов разбираются, какие из ключевых игровых конвентов — круче.
Оглавление
E3
San Diego Comic-Con
Gamescom
Tokyo Game Show
Игромир
Paris Games Week
Blizzcon
PAX
E3
Ключевая выставка про анонсы новых игр и платформ
- Эксклюзивность: Высшая
Увеселение: Высокое
Безопасность: Средняя
E3 — первая среди равных. Здесь показывают то, во что все мы будем играть как минимум до следующей E3, а то и дальше. До 2017 года ключевой особенностью E3 являелась ее бизнес-направленность: человеку постороннему, не разработчику, не издателю и не представителю медиа попасть на E3 было дорого, а детей не пускали вовсе. В июне-2017 организаторы стали продавать билеты для посетителей – при этом сама экспозиция с точки зрения новых крупных анонсов была беднее, чем в прошлые годы, что для бизнесовой выставки более-менее простительно, а для потребительской – не очень.
Внутри E3 — настоящий Диснейленд про игры. Огромная зона AAA-игр с концертами, шоу, кинотеатрами, ростовыми фигурами. Огромная зона VR с роллеркостерами, движущимися поверхностями и пространствами для VR-шутеров. Огромная зона инди для тех, кому нечего делать. Целый город 2K Games; дворец PlayStation; замок Microsoft. Все по-настоящему интересное происходит там, где тихо: второй этаж лос-анджелесского экспоцентра занят комнатами, где в течение всех дней выставки за закрытыми дверями показывают жирные фрагменты ожидаемых игр.
В глазах советского читателя игровых журналов выставка была сильно романтизирована отечественными корреспондентами. Game.EXE, «Игромания» и другие издания изображали E3 как какое-то волшебное место, куда без особого приглашения нельзя, но очень хочется. Первый личный визит на E3 показал, что здесь действительно очень красиво, людно и оживленно, и вокруг действительно карнавал; внимательно обойти все стенды физически невозможно. В целом, спектр эмоций от происходящего варьируется от года к году: многое зависит от того, что покажут на обрамляющих выставкуиздательских пресс-конференциях.
Еще одна черта E3: она расположена в двух корпусах экспоцентра, пеший переход между которыми может занять до 15 минут. Избежать этого невозможно, и за один день выставки среднестатистический посетитель E3 может осуществить до полусотни перебежек между зданиями.
За пределами выставки — Лос-Анджелес со всеми его особенностями. Сама выставка проходит в даунтауне, где после заката лучше не появляться; в получасе езды — Голливуд, Малхолланд Драйв; в часе — банкомат, из которого Джон Коннор воровал деньги в завязке второго «Терминатора» и океан. Кроме того, к E3 часто присовокупляются крупные околоигровые вечеринки, на которые надо вписываться при первой же возможности. Одни арендовали четырехэтажный клуб, в котором играют ведущие диджеи — лучший свет и звук. Другие выгуливают партнеров на крыше отеля на Голливудском бульваре — потрясающий вид на город. Третьи просто приглашают в бар — и это тоже будет гарантированно хорошо, вкусно и весело.
— Петр Сальников
San Diego Comic-Con
Важнейшая поп-культурная выставка мира
- Эксклюзивность: Высокая
Увеселение: Высшее
Безопасность: Средняя
Comic-Con International – главное событие в мире поп-культуры, крупнейший гик-фестиваль, давно переросший выставочный центр и ежегодно разворачивающийся на территории целого Сан-Диего. Эдакий Марди-Гра от мира комиксов, фильмов, сериалов и видеоигр, программа мероприятий которого занимает увесистую книжку формата А5, а по количеству звезд и участников давно заткнувший за пояс всех конкурентов на расстоянии нескольких парсек.
SDCC (официальная аббревиатура) каждый год поражает воображение сотен тысяч фанатов, съезжающихся со всего мира – при всем желании вам не хватит четырех дней для того, чтобы обойти все развлекательные площадки. Главным образом потому, что никто не знает, сколько их на самом деле – например, заехав перекусить в культовый In-n-Out Burger на окраине Сан-Диего, вы с удивлением можете обнаружить, что соседняя парковка на время фестиваля превратилась в парк развлечений имени следующей части Assassin’s Creed, где вам предложат совершить настоящий «прыжок веры» с огромной башни, пройтись по замку с факелом в руках, выпить фирменного средневекового пива и, если останутся силы, сыграть в саму игру на консоли.
Этот формат «фестиваль размером с город» привел к интересному феномену – самым скучным явлением на «Комик-Коне» является официальная выставочная часть, куда необходимо приобретать билеты (что сделать почти невозможно уже давно, так как билеты продаются через лотерею), и где основная часть стендов – торговля мерчем. Куда увлекательнее исследовать город, встречая совершенно невероятные вещи вроде декораций из Walking Dead размером с целую улицу, в которых нет ни одного промоутера или экрана с трейлерами нового сезона, зато много потусторонних звуков, окровавленных тряпок и сыпящейся штукатурки. Или бродить по закоулкам гостиничных комплексов на набережной, в каждом из которых огромные холлы по несколько тысяч квадратных метров отданы под игровые зоны ведущих издателей, кинотеатры, развлекательные площадки.
И конечно, вечеринки – их количество переваливает за грани разумного, а площадки варьируются от строго охраняемых яхт, где гуляют Харрисон Форд, Том Хиддлстон и Роберт Дауни-младший, до целых торговых центров и стадионов, куда приглашают всех желающих, выполнивших несложный квест по получению билета. Хинт: если у вас прокачаны английский язык, наглость и скилл «пройду без мыла в любую щель», вам просто необходимо попасть на вечеринку Entertainment Weekly, которая ежегодно собирает всех Самых Главных Людей в индустрии. Если у вас это получится – на утро вы проснетесь с кошмарной головной болью, визитками ключевых персон в мире развлечений, и чем черт не шутит, – голливудской звездой на соседней подушке.
— Максим Маслов, ESFORCE; экс-директор «Игромира» и Comic Con Russia
Gamescom
Близко к E3, но для Европы — и не только для бизнеса
- Эксклюзивность: Умеренная
Увеселение: Высокое
Безопасность: Средняя
Хронологически кельнский Gamescom следует сразу за E3, и, несмотря на некоторую вторичность происходящего в павильонах, способен ошарашить каким-нибудь мощным анонсом: неоднократно бывало так, что какая-нибудь (пускай и довольно крупная) компания экономит на присутствии на E3, зато на Gamescom выкладывает на стол сразу все карты. С точки зрения туризма все тоже проще: долететь до Кельна и заселиться в отель дешевле и проще, чем провернуть то же самое с Лос-Анджелесом, но позаботиться об этом нужно сильно заранее.
Gamescom, в отличие от E3 — публичное мероприятие, на которое можно и по билету, и с детьми — и в дни выставки в Кельн съезжается вся Восточная и Западная Европа; места в отелях распродаются в лучшем случае за полгода до события. Главная достопримечательность, самый заметный ориентир и неизменное место встречи всех приезжих тут — Кельнский собор, который похож на врата в Ад из Diablo 3. Его строительство началось еще в XIII веке и до сих пор толком не закончилось; кроме шуток, в Кельне существует религиозная группировка, которая считает, что достраивать собор ни в коем случае нельзя, иначе начнется апокалипсис. Окрестности собора и набережная неподалеку в течение трех дней выставки превращаются в бесконечное море столов занятых туристами, посетителями и участниками Gamescom.
Среди них огромное количество журналистов, блогеров, детей, косплееров — последних тут, пожалуй, даже больше, чем на остальных тематических мероприятиях такого уровня. Вообще, Gamescom можно смело называть «Европейской E3» — внутри тут происходит более-менее то же самое; саму выставку предвосхищает парад пресс-конференций; между огромными павильонами можно бродить достаточно долго; несложно потеряться.
Фирменный напиток Gamescom — «кельш», местный сорт светлого пива, характерный конкретно для Кельна. Его производят разные пивоварни, но на вкус он везде одинаковый. При этом в меню, как правило, есть и другие напитки, но какое бы пиво вы ни заказали, вам, скорее всего, принесут именно кельш, сделав вид, что не услышали, как вы орали «НЕСИ МНЕ ГИНННЕЕЕЕССС!».
Пиво легкое, не хмельное и где-то даже освежающее, и пьют его тут все буквально с самого утра. Помимо этого, в моде также радлер — светлое пиво, мануально смешанное с газировкой — оно есть в ресторанных меню. Спрайт и кельш, фанта и кельш — вроде бы пиво, да не пиво: его делают как раз для тех, кто хочет вмазать прямо в начале дня, но не готов к уверенному прыжку в неизвестность.
— Петр Сальников
Tokyo Game Show
Японская выставка для тех, кто углубляется в тему
- Эксклюзивность: Умеренная
Увеселение: Умеренное
Безопасность: Высокая
Tokyo Game Show традиционно проводится в выставочном комплексе Makuhari Messe в пригороде столицы Японии, где в разное время также устраивают концерты и бизнес-семинары. Последние несколько лет расстановка остается неизменной: в центральном зале выставляются лидеры индустрии видеоигр, преимущественно японской, в боковых — западные компании (в этом году был стенд Mafia 3 и Civilization 6) и японские, а также небольшими палатками инди-разработчики, университеты, организации и представители небольших азиатских студий. Зона для косплееров и мерча находится в отдалении от главных павильонов. В переходах между залами, на улице, есть специальные курительные загончики, где уже несколько лет проводят дегустацию электронных сигарет типа iQOS.
От других выставок Tokyo Game Show отличается строгой упорядоченностью программы досуга. Крупные издатели выстраивают круговые красиво оформленные стенды сразу с несколькими играми, и у каждой есть отдельная очередь (перед тем как занять ее, можно увидеть сколько времени ожидать, или взять талон в очередь на определенное время). Перед непосредственно демонстрацией игры дают ознакомиться с управлением (иногда схемы дублируют на английском, даже если игра никогда на Западе не выйдет), затем усаживают поиграть и объясняют что надо делать, а через отведенное время дарят сувенир (редко — небольшую фигурку, плакат, футболку; обычно — платок для протирания очков, брелок) и вежливо предлагают прогуляться по выставке дальше.
При этом все рассчитано таким образом, что вы успеете пройти демо-версию до конца.
Тем, кому показывать особенно нечего, строят большие стенды со сценой, куда на протяжении всех дней приходят разработчики и рассказывают о новых играх в формате ток-шоу. Это «ивенты» и для прессы, и для посетителей. Закрытые показы проводятся либо за несколько дней до выставки в токийских офисах (как это регулярно делает Bandai Namco), либо в расположенном поблизости Hotel New Otani.
В публичные дни вероятности посмотреть все игры не существует в принципе. Как правило, люди приходят за чем-то конкретным, играют в это одними из первых, покупают сувениры и затем отправляются фотографировать косплееров. Человеку мало интересующемся именно японской индустрией видеоигр (с упором на мобилки) там делать особенно нечего, разве что дивиться вежливости японцев и умению организовать четко работающую очередь в любых ситуациях. Для тех же, кто условно в теме, это возможность поиграть в только что анонсированные игры, которые могут выйти в следующем году или даже позже. Соответственно, если демо-версии нет, то люди относятся к этому с подозрением – см. The Last Guardian.
Бонус: по дороге проезжаешь «Диснейленд» — один из крутейших в мире.
— Евгений Закиров
Игромир
Крупнейшая в СНГ выставка видеоигр
- Эксклюзивность: Умеренная
Увеселение: Высокое
Безопасность: Высокая
Осень, традиционно, пора крупнейшей в СНГ выставки видеоигр «Игромир», который в течение нескольких лет сопряжен с масскульт-фестивалем Comic-Con Russia. Каждый год для «Игромира» — рекордный, каждая следующая выставка бьет показатели посещений предыдущей. Важной особенностью «Игромира» при этом долгое время являлась его коммьюнити-ориентация: прессе, которая с июня по август моталась между E3 и Gamescom, российский конкурент мог предложить гораздо меньше эксклюзивной работы, чем западные мероприятия.
В середине нулевых, когда ежегодный «Игромир» разворачивался в одном из павильонов ВВЦ, событие было в значительной степени посвящено разработчикам и издателям из СНГ, среди посетителей доминировали «сталкеры» с пластмассовыми автоматами, а над экспозицией гордо возвышался брендированный грузовик «Дальнобойщиков 3». Вооруженные пакетами с халявой школьники фотографировались с разукрашенными голыми моделями, которые гуляли по залам в одних трусах и раздавали плакаты. Участники фестиваля безбожно пили все четыре дня; в подвальном ресторане еще можно было курить.
Игромир сегодня — это серьезное, очень чистое мероприятие мирового уровня: никаких голых сисек, значительно меньше открытого пьянства, люди с детьми и стенды PlayStation, UbiSoft, CD Projekt и других лидирующих международных компаний про видеоигры. В 2014 году привезли Comic Con. В 2016 году отсоединился Wargaming — зато пригласили Натана Филлиона. Растет качество косплея: сталкеров все меньше, элегантно одетых дам все больше.
Одно из важнейших отличий «Игромира» от остальных выставок видеоигр состоит в степени его безопасности. Очереди, которые вы видели как минимум на фотографиях, возникают не только из-за ажиотажа, но и из-за строгой процедуры многократного досмотра. Стоять в очереди два часа — не самое интересное дело, зато на выставке благодаря этой диктатуре полный порядок.
— Петр Сальников
Paris Games Week
Младший брат «Игромира», но в Париже
- Эксклюзивность: Низкая
Увеселение: Умеренное
Безопасность: Низкая
Первое, что поражает посетителя PGW, который привык к жестко затянутым поясам «Игромира» — облегченная схема попадания на парижскую выставку. Вы единожды показываете бейдж со своим именем и штрих-кодом охраннику у входа на территорию, а затем гуляете по ней совершенно свободно: вход в само здание и выход из него никак не ограничен для тех, кто единожды прошел скоропостижный досмотр на пороге.
Внутри все похоже на скромный аналог «Игромира» в пятницу — когда выставка уже работает в полную силу, но посетителей еще не так много, как в выходные. Павильон разбит на привычные зоны, в которых не показывают ничего нового — после августовского Gamescom это просто еще одна европейская выставка, градус профессионального интереса к которым падает по мере хронологического отдаления от E3.
Тем не менее, у Paris Games Week есть одна важная черта, которая выделяет выставку на фоне всех упомянутых в этом материале: экспозиция открывается утром, а закрывается поздно вечером, значительно позже конкурентов, на которых после 18:00 людей становится меньше с каждой минутой.
Вечерняя часть Paris Games Week — еще более людная, чем дневная: даже в будний день местные посетители хотят сюда попасть, пускай и после работы. В отличие от россиян, которые ждут субботы, чтобы создать огромную толпу в «Крокусе» и очередь на входе, интересующиеся видеоиграми парижане готовы приехать на выставку даже в рабочий день — но вечером. Отличная практика, на самом деле.
— Петр Сальников
Blizzcon
Выставка, на которую должен попасть каждый фанат Blizzard
- Эксклюзивность: Высшая
Увеселение: Высшее
Безопасность: Умеренная
Blizzcon — эксклюзивная выставка компании Blizzard. По площади она уступает Gamescom и E3, но по насыщенности событиями убирает значительную часть конкурентов. В основном потому, что все мероприятия — развлекательные, информационные, алкогольные и музыкальные — тут посвящены играм от одной компании. Их всего шесть: Warcraft, Starcraft, Diablo, Overwatch, Heroes of The Storm и Hearthstone. Кругом семьи, пары, гей-пары, косплееры и сотрудники Blizzard, которые порхают вокруг и следят за тем, чтобы кусочек праздника обязательно достался всем. И всем тут очень хорошо: путешествия между павильонами, понимаешь, что все вокруг тут — такие же фанаты орков с зергами, как ты.
Именно на этом мероприятии Blizzard показывает все самое новое и важное про свои игры — видимо, к такому формату двигается и Wargaming: коммьюнити стоит первым в очереди на получение всей новой информации.
Помимо этого — огромный магазин брендированной одежды от футболок и худи до халатов с тапочками; пиво Warcraft; огромные объемы качественного, порой невообразимо изобретательного косплея. В 2014 году на церемонии закрытия играла Metallica, а грела ее группа высших менеджеров Blizzard — Level 90 Elite Tauren Chieftain, числительное в названии которой меняется с ростом максимального уровня персонажа в World of Warcraft. Все для вас!
Бонус: город Анахайм, штат Калифорния, где всегда тепло.
— Петр Сальников
PAX — Penny Arcade Expo
Идеальная выставка для гиков
- Эксклюзивность: Высшая
Увеселение: Высокое
Безопасность: Высокая
Выставок PAX (Penny Arcade Expo) на данный момент ежегодно проходит целых четыре. PAX East — весной в Бостоне, PAX West — в конце лета в Сиэтле, PAX South — зимой в Сан-Антонио, и наконец, PAX Australia — осенью в Мельбурне. И это лучшие игровые выставки на планете для обычных людей — не для прессы, не для разработчиков (для этого есть E3 и GDC), а именно для самых обычных гиков, геймеров и просто понимающих.
Здесь идеальная организация: билеты продаются в строго ограниченном количестве (обычно, продажи открывают в определенный день и все разлетается за пару часов, дальше в дело вступают перекупщики), и это позволяет избежать огромных толп и сделать выставку максимально комфортной и даже уютной: в огромном выставочном зале Бостона на PAX East в разгар субботы нет никакой давки, и можно спокойно наслаждаться играми — причем акцент делается на ПК-играх, инди-играх, игровом мерче, настольных и ролевых историях.
Отбор участников выставки на PAX очень строгий (организаторы могут себе это позволить — 90% разработчиков и издателей, выставляющихся на PAX, возвращаются на следующую выставку): компании-продавцу энергетиков здесь, скорее всего, откажут в выставочном месте, а вот инди-разработчикам наоборот предложат крохотный стенд в рамках Indie Mega Booth. Этот строгий отбор контента рождает поистине удивительный эффект: все интересно, все хочется попробовать, потрогать и купить.
Компании вроде Bungie привозят на PAX эсклюзивный мерч, издатели настольных игр продают тут новинки за несколько месяцев до официального релиза — здесь же можно подписать их у авторов или просто пропасть в зоне свободной игры на долгие часы.
Визитная карточка PAX — так называемые Enforcers, персонал выставки, который набирается из добровольцев-геймеров и выполняет множество ролей: от поддержания порядка до помощи посетителям. Все это — стопроцентные гики и геймеры, часто одетые в причудливые костюмы, невероятно дружелюбные. Вечером, когда выставочный зал закрывается, один из них, в шлеме викинга, достает огромный рог и начинает в него изо всех сил дуть — идеальное завершение идеальной гик-выставки.
Бонус: в Бостоне очень красивая старинная архитектура, в Сиэтле — невероятные морепродукты, а в Сан-Антонио — палящее солнце в январе.
— Кирилл Перевозчиков
Несмотря на то, что каждая игровая выставка — это, по сути, сборище играющих людей, очереди, косплей и стенды, к которым без специального пропуска быстро не пробиться, у всех мероприятий есть какие-то исключительные особенности. Как видно по тексту, который вы только что перечитали, это далеко не всегда связано с количеством и даже качеством анонсов и развлекательных активностей в павильонах. Даже самый яркий праздник может как украсить, так и запороть город, в котором все разворачивается, а движуха за пределами выставочных павильонов, вечеринки, еда и погода зачастую являются определяющими факторами в вопросе выбора — куда поехать в этом году. В конце концов, игры — это развлечение, и чем больше развлечений связано с потенциальным выездом, тем лучше.