Планета Пандора — пристанище алчных авантюристов со всей галактики: именно здесь, по легенде, расположено загадочное Хранилище, оставленное вымершей цивилизацией иридианцев и содержащее невообразимо мощные технологии. Но у наемницы Лилит другая цель: ей требуется разыскать похищенную дочку босса корпорации «Атлас», чтобы вернуть ее отцу за солидный куш. Однако встретив девочку, Лилит понимает, что ситуация сложнее, чем казалось. Руководитель «Атласа» рассчитывает благодаря дочке открыть Хранилище и с помощью инопланетного хай-тека держать галактику в железном кулаке. Так что Лилит вместе с командой приключенцев придется не только найти артефакты иридианцев раньше «Атласа», но и дать бой корпоративному гиганту.
Для начала пара слов о контексте
Несмотря на то, что разговоры об экранизации пошли вскоре после выхода (и бешеного успеха) первой части «Borderlands», все 2010-е годы проект жарился в производственном аду. Только в 2020-м, в разгар пандемии, за него взялся Элай Рот, известный по хоррор-франшизе «Хостел».
Хотя такой выбор постановщика может казаться изначально провальным, у Рота в активе есть не только «пыточное порно», но и вполне успешное семейное фэнтези «Тайна дома с часами» (кстати, самый кассовый фильм в его карьере). Кроме того, Borderlands всегда славилась смачным насилием и черным юмором, а вкус к этим вещам у Рота отменный, достаточно вспомнить ироничный триллер «Кто там» и отличный грайндхаусный слэшер «День благодарения». Так что шансы получить добротную экранизацию были немалые.
В итоге же мы получили динамичный блокбастер в ярком сеттинге и с обильным экшном, но при этом удручающе бескровный. И нет, разгромной рецензии не будет: фильм не настолько плох. Но, увы, далеко не настолько хорош, как мог бы быть.
Начнем с приятного
Сеттинг Пандоры проработан достаточно толково, в кадре мелькают многие знакомые по играм локации: от урбанистической Прометеи до шумного Санктуария и вымершего Файрстоуна. Торчащие из песка гигантские кости, снующие тут и там мутные типы в цветастых костюмах, солдаты Алого Копья, подземные дикари — Пандора населена густо, и безопасных мест на ней нет. Костюмы персонажей (даже второстепенных и эпизодических) сделаны на совесть, этот фансервис присутствует почти в каждом кадре. В общем, «фронтирная» эстетика передана неплохо, хоть и понятно, что за один фильм показать все многообразие мира Пандоры и ее лун вряд ли возможно.
В плане темпа все тоже хорошо. Фильм идет полтора часа с небольшим. По меркам нынешних монстроузных блокбастеров вроде «Оппенгеймера» или «Дэдпула и Росомахи» это почти короткометражка. И это время пролетает незаметно. Сюжет постоянно бросает героев из одной передряги в другую, а эпизоды затишья недолгие и редкие. В один момент Лилит надо договориться c неугомонной Тиной, закидывающей ее взрывными кроликами, в другой — всей команде проскочить сквозь пасть гигантского монстра.
Перестрелки, драки и погони происходят примерно каждые пять-десять минут, и многие экшн-сцены поставлены толково. Есть длинная перестрелка в узких подземных переходах, есть погоня по пустыне, есть и финальная драка с участием кучи солдат, корабля «Атласа», и гигантского монстра (уже другого).
Увы, именно здесь — в самых драйвовых эпизодах — резко бьет по глазам главная проблема фильма
Фильм вышел с family-friendly рейтингом PG-13, что не оставляет ни единого шанса для сколь-нибудь креативного кровопролития. Будь в нем только рукопашные бои, это могло бы и не стать проблемой, но «Бордерлендс» до краев набит интенсивными перестрелками и драками с применением холодного оружия (за них в основном отвечает громила Криг).
И здесь же хочется отметить важный момент, который вряд ли простят фанаты франшизы: в экранизации игры, которая славится разнообразием пушек, нам показывают пару капель из безбрежного моря стволов, мелькающих в каждой части!
В результате количество экшна редко переходит в качество, и часто возникает ощущение, будто каждую вторую сцену обрезают на самом смачном месте. Понятно, что это не «Джон Уик» и даже не «Пацан против всех», но Рот безусловно обладает талантом к сочному насилию, и тем обиднее, что в «Бордерлендс» этот талант ему заблокировали намертво. Из-за блеклости экшна становится вдвойне острой другая проблема
Между персонажами ощущается примерно никакая эмоциональная связь
Кейт Бланшетт (играет Лилит) хорошо смотрится в образе, но, кажется, больше думает о чеке с гонораром, а не о том, чтобы победить зловещую мегакорпорацию. На Джейми Ли Кертис (в роли доктора Таннис) приятно смотреть всегда, и она даже на автомате выдает хороший уровень актерской игры, но здесь она выглядит так, будто зашла на съемки, проходя мимо в булочную. Ариана Гринблатт (Тина) старается, но ее игра не резонирует ни с кем в команде.
Больше всего обидно за Джека Блэка (озвучивает Железяку). Его гигантской комедийной харизме просто негде развернуться: льется поток уанлайнеров, в котором нет ни единой острой или даже кринжовой шутки (да, опять спасибо рейтингу, нас ведь смотрят дети!). На весь фильм звучит максимум парочка изобретательных ругательств, все остальное — детские возгласы и мемы уровня «Бегите, глупцы!». Ярче всех в актерской команде сияет Джина Гершон — роковая женщина из эротических триллеров 1990-х (помните ее любовную сцену с Дженнифер Тилли в неонуаре «Связь»?), которой досталась роль Мокси. Но ее в фильме непозволительно мало.
Впрочем, вопреки всем этим недостаткам, «Бордерлендс» все же не превращается в неразличимое серое пятно с отдельными всполохами яркости. Спасают, во-первых, общая динамика, во-вторых, сеттинг, а в-третьих, пусть зачастую и стерильный, но обильный экшн. Если вы ждете экранизацию, передающую дух оригинала — ждите дальше, или ищите в другом месте. Для всех остальных — получился красочный, но непритязательный летний блокбастер. Легко смотрится, и столь же легко забывается после просмотра.