В российском прокате без особой рекламы и шума появился фильм «Химера» — психоделический хоррор о детских травмах и опасных мечтах, способных завести слишком далеко.
Если вы любите несколько претенциозные квази-триллеры с налетом стилистики 60-х и 70-х, вам его точно не стоит пропускать.
Две юные преступницы в бегах, Тильда (Сара Хэй) и Петула (Имоджен Уотерхаус) решают поправить свои финансовые дела, ограбив свою старую подругу Дафну (Мадлен Брюэр), которая живет уединенно в огромном доме, и имеет серьезные проблемы с психикой.
Чтобы выяснить, где хозяйка особняка хранит сбережения, Тильде и Петуле понадобится подыграть болезненным фантазиям своей жертвы, и сначала все это кажется не слишком тяжелой задачей. Но как только девушки переступают порог старого дома, события принимают неожиданный оборот, и вскоре грабительницам станет все сложнее отличить иллюзию от реальности, что в корне изменит их планы на жизнь.
Для начала стоит сказать, что в фильме хоррор-компонент является скорее внешней формой, под которой скрыты достаточно масштабные темы. Так что очередной вариации на тему «Пилы» или «Незнакомцев» ждать не стоит — перед нами фильм, больше напоминающий «Забавные игры», но со вполне самостоятельным и запоминающимся визуальным стилем.
Эта своеобразная (хочется сказать «галлюциногенная») стилистика — одно из главных достоинств всей истории. Она охватывает не только диалоги и цветовую гамму, но также монтажные и операторские приемы, создавая все более и более затягивающую атмосферу. Больше всего это похоже на затянувшееся безумное чаепитие из «Алисы в Стране Чудес», только если бы все участники пили меньше чаю, и почаще употребляли пейотль.
Но где-то к середине фильм начинает сдвигаться от черного юмора к драме, хотя плотность абсурда только возрастает. Тогда и становятся заметными темы, заложенные ранее только в виде намеков. Здесь можно видеть игры с гендерной проблематикой (единственный мужчина в сюжете — полицейский, и вся его линия глубоко символична), столкновение детской невинности с жестоким внешним миром, и самое, пожалуй, главное — трагедию взросления.
К счастью, дебютантка Митци Пейроне (здесь она режиссер и сценарист) смогла вместить этот набор проблем в единый сюжет, не превратив его в набор красивых, но слабо связанных сцен. Примечательно, что фильм (в отличие, например, от «Реинкарнации», тоже посвященной семейным проблемам) обходится без какой-либо мистики, весь его ужас носит исключительно субъективный, спрятанный в человеческом сознании, характер.
«Химера» — это фильм о силе человеческого воображения, о том, как мечта, даже больная, способна завладеть людьми целиком, преобразив их отношения бесповоротно.
Но главное здесь, как было сказано, — не в этом акценте на фантазию, а в том трагическом оттенке, который в «Химере» связывается с опытом взросления и желанием оставаться ребенком, даже если ты хочешь иметь детей. То, что начинается как игра, рано или поздно заканчивается смертью. И смерть эта неизбежна, если мечтать так, как это делают героини.
Хоррор «Химера» в российском прокате с 10 января 2019.