Очередной фильм в киновселенной Marvel напоминает то, что в среде футбольных фанатов называется «нулевой тайм».

«Капитан Марвел» начинается где-то далеко за пределами нашей галактики: там идет война между двумя инопланетными расами — крии и скруллами. Первые теснят противника по всем фронтам, заставляя скруллов вести кочевой образ жизни. Во время одной из секретных операций отряд крии под началом военного командира Йон-Рогга (Джуд Лоу), попадает в засаду. Одну из участниц отряда, белокурую и невероятно сильную Верс (Бри Ларсон), скруллы берут в плен и проводят над ней опыты. В памяти Верс они находят воспоминание о могучем источнике энергии, который должен помочь скруллам победить в войне. Тогда же инопланетяне (а вместе с ними — и зрители) понимают, что источник спрятан где-то на Земле, а сама девушка — землянка, непонятно как попавшая на чужую планету несколько лет назад.


Вскоре белокурая наемница сбежит из плена и плюхнется на крышу одного из магазинов ныне почти закрывшейся сети видеопроката Blockbuster. Спустя еще немного времени она познакомится с Ником Фьюри, директором организации «Щ.И.Т». Точнее, будущим директором — на дворе только 1995 год, и Мстителей еще нет даже в проекте. Так или иначе, Фьюри поможет героине разобраться с ее прошлым.

«Капитан Марвел» — 21-й фильм многофигурной киновселенной Marvel. Нужно ли говорить, что за предыдущие 10 лет её создатели перебрали большинство из доступных решений, чтобы бесконечный поток супергеройского кино не превратился в безликую однородную массу? Самый показательный пример — трансформация трилогии про «Тора». Начиналась она чуть ли ни как древнегреческая трагедия (под управлением «шекспировского» режиссера Кеннета Браны), затем мутировала в более привычное супергеройское кино, а в позапрошлом году превратилась в кислотный юмористический балаган. Такие яркие преображения объяснимы: когда твоя киновселенная превратилась в бесконечный сериал, у каждой новой серии должна быть своя фишка — чтобы зритель не скучал. Как минимум по ним можно различать супергеройские картины, если вы вдруг запутаетесь (а вы запутаетесь).

Такие фишки есть почти у всех фильмов Marvel. Например, «Стражи галактики» давят на ностальгию, «Тор» — непредсказуем, «Черная пантера» — супергеройский гимн движения за права чернокожих, а «Мстители» обладают всеми качествами хорошего сборного концерта, когда все звезды появляются на одной сцене. У «Капитана Марвел» тоже есть свое лицо — это картина про 90-е. Не про лихие российские, но про web 1.0, модемный интернет, расцвет MTV, гранж и прокат VHS-кассет. За кадром звучат герои той эпохи — хиты Garbage, No Doubt, Nirvana и Hole. Отдельная радость — пиар-кампания фильма. Например, у «Капитана Марвел» крутейший официальный сайт, выполненный в духе 90-х — с вырвиглазным разноцветным дизайном, подчеркнутыми кислотными ссылками и картинками в ультранизком разрешении.

Но за этим очарованием эпохи сложно не заметить, что именно как кино «Капитан Марвел», увы, плох. Со своей главной функцией — представлением героя, фильм не справляется.

В карьере оскароносной артистки Бри Ларсон, кажется, не было роли проще и слабее. Все, что она тут делает — периодически подшучивает над Фьюри (реже) и уничтожает инопланетян (чаще). Остальные подробности биографии Кэрол Денверс/Верс мы узнаем по ходу дела, но не то чтобы они сильно интересовали творческий дуэт инди-режиссеров Анну Боден и Райана Флека. Вместо того, чтобы сфокусироваться на истории главной героини, они, как позеры-первокурсники, начинают сваливать в кучу цитаты из (видимо) любимой классики — от «Французского связного» до «Индианы Джонса». И выглядит это столь же мило, сколь и бестолково. Не спасает фильм даже выступление будущего народного любимца — рыжего кота, который тут за три сцены переигрывает почти всех. Если ему не дадут за роль какую-нибудь премию MTV, этот мир можно будет закрывать.

При этом радикальные противники фильма — которые обиделись на Бри Ларсон за слишком феминистские (по их мнению) высказывания в интервью за последний год — тоже могут выдохнуть. «Капитан Марвел» — конечно, фильм про чудо-женщину, женскую версию спасителя в красно-синем костюме, которая умеет летать, стреляя из рук сгустками энергии и в одиночку уничтожать космические корабли. И конечно, мужчины здесь (кроме Фьюри) — на втором плане. Это фильм про то, как женщина познает саму себя, но сделанный вяло и неубедительно. И никакой радикальной феминистской повестки тут нет в и помине. А если и есть, то она настолько хитро спрятана, что найти ее вряд ли возможно.

Основная проблема «Капитана Марвел» в том, что фильм оказался зажат между Сциллой и Харибдой киновселенной Marvel: двумя выпусками «Мстителей», своеобразным смысловым и сюжетным мостиком между которыми он и является. Если вы совсем не в курсе происходящего, объясняем кратко: в конце предыдущих «Мстителей» суперзлодей Танос щелчком пальцев уничтожил половину человечества, и именно Капитан Марвел в новом фильме, который выйдет в конце апреля, должна помочь основному составу супергероев уничтожить врага (но это не точно).

«Мстители» — хедлайнеры марвеловского супергеройского сериала, и промежуточные фильмы зачастую нужны лишь для обслуживания основных. «Капитан Марвел» — фильм-функция, в котором нет интригующей самостоятельной истории, тщательной прорисовки героев и даже впечатляющих боевых сцен. Зато в него инкрустированы важные факты, которые помогут разогреть зрителя перед финалом «Мстителей» через полтора месяца. И главный факт в том, что мисс Денверс — действительно, один из самых могущественных супергероев в киновселенной Marvel, и их возможная битва с Таносом должна стать украшением очередной марвеловской фазы. Про все остальное в принципе знать и помнить не обязательно— уже через месяц, когда мир захватит лихорадка «Мстителей», о «Капитане» забудут навсегда. Как говорили герои гангстерских фильмов — ничего личного, просто бизнес.

У футбольных фанатов есть такое понятие — «нулевой тайм». Это когда перед походом на стадион вы пропускаете по рюмашке-другой в баре и уже «разогретым» отправляетесь на матч. Если задуматься и не воспринимать «Капитана Марвел» серьезно, то это и есть идеальный нулевой тайм, та самая пресловутая пара рюмашек перед премьерой «Мстителей». Проблема только в том, что между нулевым и основными таймами у фанатов проходит пара часов, а нам до финала супергеройской войны придется ждать полтора месяца.