2018 год выдался неплохим для маленьких экранов. Каждому зрителю досталось что-то близкое. «Острые предметы» — любителям детективов. «Барри» и «Метод Комински» — тем, кто хочет посмеяться. Вышел даже киберпанк от Netflix — «Видоизмененный углерод». И это не говоря про «Маньяка», Counterpart и прочие не менее достойные шоу. Но под конец года свершилось неожиданное – появился сериал, который, ни на что не претендуя, затмил их все, и самое примечательное — он даже не художественный.
Речь идет об эпичнейшей саге 2018 года — многосерийном фильме от BBC под названием Dynasties.
Dynasties — грандиозный проект Дэвида Аттенборо, почтеннейшего британского натуралиста, который уже больше 60 лет работает на телевидении. Его слава в Великобритании превышает ту, которую в нашей стране завоевал Николай Дроздов, и она вполне заслужена. За свою долгую жизнь (92 года) он побывал в самых разных частях света: от Новой Гвинеи и Индонезии, до Руанды и Патагонии. И даже сейчас, с установленным кардиостимулятором, он неизменно появляется в кадре вместе с животными, чтобы поддерживать начатую им же самим традицию.
Всего в фильмографии Дэвида Аттенборо почти 30 работ. Среди них есть завораживающие две части мини-сериала «Голубая планета», последняя из которых вышла в прошлом году (если еще не видели, крайне рекомендуем обратить внимание).
Однако сериал «Династии» заметно отличается от всех остальных. Не потому что снимался четыре года в одних из самых суровых для человека условиях. Не потому что посвящен пяти видам, которые из-за деятельности людей вскоре окажутся на грани вымирания. Но потому что в нем показаны настоящие истории, какие мы привыкли видеть в художественных фильмах, только здесь персонажей писала сама природа и справилась она с этим не хуже любого сценариста.
Слова здесь вторичны, камера показала героев, наделенных своими страстями и желаниями, которые порой мало отличаются от человеческих, а симпатизируешь им ничуть не меньше, чем Симбе в известном мультфильме. Только насквозь черствый человек способен остаться равнодушным к животным после этих реальных и абсолютно человеческих историй.
- Тот самый эпизод, когда съемочная группа вмешалась, чтобы спасти попавших в ловушку пингвинов.
За пять серий по часу создатели невольно охватили сразу несколько жанров, и начали они с козырей — с политической драмы. В ее центре альфа-самец Дэвид. Этот могучий вожак добился лидерства еще будучи подростком, что само по себе поразительно, но еще более удивительно то, что он сумел удержать эту позицию дольше всех других самцов за последние 20 лет. В его взгляде, походке и манере, с которой он ставит себя перед сородичами, есть что-то от Юлия Цезаря. Он спокоен, самоуверен, но не напыщен.
К тому времени, как начинается рассказ, Дэвид уже покрыт шрамами предыдущих битв, в которых не раз доказывал свою превосходящую силу. Он начинает стареть. Против него играет не только время, но и молодые самцы, которые под действием амбиций и бурлящих гормонов готовы объединяться и идти на риск. Сможет ли он выстоять в очередной раз? Антрополог Джилл Пруэтц, которая изучает этих обезьян, назвала историю мыльной оперой, потому что, как и у людей, у шимпанзе победа — это не только грубая сила, но и расчетливые союзы.
История Дэвида, пожалуй, самая выдающаяся и самая животрепещущая, но остальные не хуже, они просто другие. Одна рассказывает о «гражданской войне» гиеновидных собак. Мать против дочери. Два клана, словно Ланкастеры и Йорки, под давлением цивилизации вынуждены сражаться друг с другом за еду и территорию, но это противостояние может только приблизить закат их династии.
В другой серии мы наблюдаем за прайдом львов, чья численность за последние 20 лет снизилась почти вдвое. Из-за ухода самцов управление кланом перешло к львице Чарм, и ради выживания всего прайда ей придется пожертвовать собственной семьей. Каждая из историй неизбежно отмечена трагизмом, который несет в себе естественный отбор.
Впрочем, само шоу от этого не становится мрачным. Вместе с грустью, которая следует за очередной смертью, приходят умиление от маленьких тигрят и смех от непоседливых пингвинов, которые организовали, наверное, самый большой броманс на Земле — четыре тысячи самцов, прижавшихся друг к другу, как пассажиры метро час пик, только чтобы не застудить яйца, буквально.
За всю эту красоту стоит сказать отдельное спасибо людям, которые снимали и в сорокаградусную жару, и в сорокаградусный мороз. Носили на себе по 80 кило аппаратуры каждый день и выслеживали следы в самых труднодоступных местах. По десятиминутным вставкам, следующим за сериями, видно, насколько увлечены эти профессионалы своей работой, и как преодолевают любые трудности с улыбкой, даже если это укус пчелы, из-за которого распухло пол-лица.
Трудно сказать, было ли что-то лучше в 2018-ом среди сериалов, но Dynasties — определенно достойное завершение года. В качестве бонуса на ютюб-канале BBC Earth доступны комичные кадры, не вошедшие в основной материал. Там, например, есть видео с самыми редкими императорскими пингвинами и львом, боящимся слезть с дерева. Они помогут сгладить ощущение пустоты после окончания просмотра.