За El Camino не стоит браться, если вы (почему-то!) не смотрели оригинальный сериал. Это цельное, большое кино, но в первую очередь – эпилог к Breaking Bad. Не зная оригинала, можно, конечно, оценить красоту картинки, режиссуру Винса Гиллигана, актерскую игру Аарона Пола. Но без эмоциональной привязки к персонажам – и особенно к главному герою – в этом мало смысла.
Другой важный вопрос: а нужен ли вообще сериалу эпилог? До его выхода казалось, что нет.
Джесси Пинкман для сериала «Во все тяжкие» персонаж не менее важный, чем сам Уолтер Уайт. Потому что Джесси – материальное воплощение поступков Уолта. Чем глубже затягивало Уолтера, тем мрачнее становилось существование Пинкмана. Хайзенберг уничтожил множество жизней – в первую очередь, свою собственную – но именно на Джесси его действия оставляли самый читаемый отпечаток.
Под руководством Хайзенберга Джесси стал убийцей, фактически потерял семью и лишился единственного любимого человека. Все, что Джесси пытался построить, Уолтер разрушал, манипулируя героем, не давая ему выйти из игры. Пинкман несколько раз едва не потерял рассудок и в итоге закончил в бетонном подвале на цепи – изуродованный шрамами, сломленный, вынужденный до конца жизни варить метамфетамин по технологии Уолтера Уайта. Хорошая метафора на все его общение с Хайзенбергом.
Когда в финале сериала Хайзенберг все же попытался исправить ситуацию и спас Пинкмана из заключения, Джесси отказался пристрелить Уолтера, сказав лишь: «Хочешь этого? Тогда сделай сам». Впрочем, выстрел уже ничего не менял, Уолтер Уайт умер давным-давно, а вот судьба Джесси вызывала вопросы. Он получил свободу и «уехал в закат» на Шевроле Эль Камино, но в хэппи-энд для него верилось с трудом.
Как Пинкман будет жить после всего, что совершил, да еще и с полицией на хвосте? Куда он пойдет? На эти вопросы El Camino и отвечает.
Ответы, правда, могут огорчить. Потому что вне философских рассуждений, El Camino – это фильм о том, как побитый жизнью Пинкман ищет деньги и пытается свалить на Аляску. Единственная интрига здесь – получится ли у него? Ни о каком искуплении грехов речи уже не идет – стереть все, сделать последний рывок и начать заново. Разумеется, на этом пути Джесси и с незаконченными делами столкнуться придется, и с собственным рассудком повоевать.
При этом значительная часть фильма – это флэшбеки. El Camino еще больше рассказывает о страданиях Джесси в плену, хотя с этим все и так было предельно понятно еще в сериале. Но не все воспоминания об этом, некоторые нужны ради камео героев сериала – других смыслов в них иногда и нет. Очень многие ключевые персонажи Breaking Bad в El Camino снова появляются на экране. Теперь уже, вероятно, в последний раз. Так что осудить создателей фильма за такой ход я не могу – это бальзам для фанатов Breaking Bad. Открывающий диалог Джесси и Майка некоторых – я уверен – вообще может заставить расплакаться.
Но опять же, если все эти лица для вас ничего не значат, то флэшбеки, скорее, покажутся лишь нудным способом растянуть хронометраж. Для неподготовленного зрителя они несколько раскрывают бэкграунд происходящего, но этого все равно недостаточно.
И, конечно, нужно отдать дань уважения актерам, которые спустя шесть лет вернулись к своим персонажам и справились превосходно. Это далеко не самая простая задача, особенно если мы говорим о второстепенных, но очень фактурных героях, вроде Тощего Пита или Тодда. Но если характеры всеми отыграны прекрасно, то вот внешне далеко не все персонажи попали в десятку. Кто-то слишком постарел, кто-то слишком потолстел – с некоторыми факторами ничего не поделаешь, а вот с другими поработать было можно. Это не сильно помешает, если вы досмотрели сериал шесть лет назад и больше его не трогали. Но если вы, как и я, пересмотрели Breaking Bad заново перед выходом фильма – глаз цепляться будет еще как, ведь события El Camino разворачиваются спустя буквально минуты, после финала Breaking Bad.
El Camino наверняка сильно понравится фанатам (спустя три часа, после выхода фильма на «Метакритике» уже были десятки десяток), а вот критики наверняка фильм разнесут. Потому что у него есть очень заметный недостаток, за который так легко уцепиться. El Camino не добавляет ничего нового к сериалу – никакой морали напоследок, никаких новых смыслов. Это необязательное продолжение, без которого вселенная Breaking Bad ничего не потеряет. Все действительно так и это нормально, потому что El Camino – история Джесси Пинкмана и никого больше. Достойный финал для культового героя. Об этом говорит даже название фильма. Шевроле Эль Камино – символ свободы именно для Джесси. Это точка в его истории с Уолтером Уайтом, с Хайзенбергом.
Да и в конечном итоге – El Camino интересно смотреть. Мы же все-таки кино и просто ради удовольствия смотрим, верно? Фильм не ощущается просто расширенным ТВ-эпизодом, в нем есть и крепкие экшен-сцены («ковбойскую перестрелку» точно можно среди лучших сцен Breaking Bad ставить), и трогательные, неглупые диалоги, и потрясающие в плане постановки кадры, которые хочется разбирать на гифки и скриншоты. А что совсем круто, Винсу и команде удалось сохранить дикое напряжение в стиле сериала, когда над головой Джесси не нависают мечом монстры вроде Гуса Фринга или самого Уолтера – это огромное достижение.
При всей своей необязательности, El Camino создает интересный эффект. До просмотра фильма ни о каком эпилоге думать и не хотелось. Джесси Пинкман, сбросив оковы, несется по трассе в неизвестность и истерично смеется. Идеальный финал? После El Camino – не совсем. Зная обо всем, что произойдет с Джесси дальше, обрубить историю на этой сцене кажется преступлением. Джесси заслужил твердый, понятный финал. А фанаты Breaking Bad заслужили красивое прощание с любимым сериалом.
Говоря о том, как закончился сериал «Во все тяжкие», приятнее вспоминать сцену именно из концовки El Camino.