С 12 ноября в российском прокате — фильм Томаса Винтерберга «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Взяв за основу реальную теорию норвежского психиатра, Винтерберг создал блестящее, хоть и предсказуемое кино о непредсказуемом веществе, которое может как убить нас, так и сделать сильнее.
Четыре учителя гимназии в Копенгагене — Мартин, Томми, Петер и Николай — переживают не лучшие времена на работе. Ученики отказываются их слушать, некоторые вовсе жалуются родителям на их квалификацию — особенно достается Мартину, учителю истории, которого играет Мадс Миккельсен. На застолье по случаю своего сорокалетия Николай рассказывает друзьям про теорию норвежского психиатра, согласно которой человеку «не хватает» алкоголя в крови. Буквально 0,5 промилле не только развязывают язык, но и оживляют ум, делают поведение более раскованным. Чем не решение педагогических проблем? Миккельсен на следующий же день решает опробовать теорию на практике; узнав об этом, друзья не без восторга его поддерживают. Первые уроки подшофе проходят отлично.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2020/11/V20druk04-1024x576.jpg)
Как нетрудно догадаться, эксперимент выходит из под контроля.
От «Еще по одной» не стоит ждать невероятных сюжетных поворотов. Скорее это попытка в деталях представить, как на самом деле бы проходил подобный «эксперимент». Что пить? Как? Когда? Достаточно ли 0,5 промилле или стоит чуть-чуть поднять? К этому герои фильма приходят довольно быстро: у каждого своя норма. А если 0,5 — это стартовая позиция, то где финишная? Задаваясь всеми этими вопросами, герои погружаются в алкогольные пучины. Собственно, вечеринка с коктейлем «Сазерак», которую вы могли видеть на нашем сайте ранее — один из поворотных моментов фильма.
Винтерберг искусно показывает поздние стадии опьянения.
Сосредоточившись на процессе, а не результате, режиссер достигает определенных высот в изображении опьянения и всего, что за ним следует. Чад кутежа и безудержное веселье меняются на мрак и приглушенные звуки — а то и пронзительную тишину. Примечательно, что в фильме практически не уделяется внимания похмелью — нам как бы дают понять, что есть более глобальные последствия. Или комичные: при относительной серьезности повествования Винтерберг успевает удачно шутить.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2020/11/B-2004222_druk_still_009-druk-mads-mikkelsen-thomas-magnus-lars-photo-by-rolf-konnow_dan-swe-nor-fin_print-1024x576.jpg)
«Еще по одной» — кино не про пьянство или алкоголизм
Алкоголь только разогревает для вывода на ключевые темы: уходящая молодость и нарастающий вместе с этим конфликт поколений, банальный кризис среднего возраста. Эксперимент на время возвращает героям юношеский задор; алкоголь оказывается даже неплохой темой для обсуждения с учениками. Педагогические победы и маленькие моменты семейного счастья будто подтверждают, что в какой-то степени норвежский психиатр прав, и 0,5 промилле в крови в самом деле делают жизнь лучше. В конечном счете все как будто упирается в чувство меры — и не все герои с этим справляются.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2020/11/Eer-HU0XkAEZ7nh-1024x576.jpg)
«Еще по одной» не занимается морализаторством
Винтербергу удается балансировать где-то между негативным и положительным отношением к алкоголю. Ни в одну сторону не склоняешься до конца. С одной стороны, он развязывает язык, делает живее ум, рушит стены между людьми и целыми поколениями. С другой — если здоровье позволяет, легко войти во вкус, перебухаться и умереть. А можно остановиться в шаге от провала. Винтерберг показывает историю этого эксперимента со всех возможных сторон и не дает однозначных ответов. Судьбы его героев разнятся, как последствия одной пьянки для разных людей: у одного тяжелое похмелье и он «больше никогда не будет бухать», другой — как огурчик, третий уже накатил на старые дрожжи. Мог ли каждый из них предсказать такие последствия, выпивая первый стакан накануне вечером? Разумеется, нет. Поэтому закончить практически мюзиклом — пожалуй, лучшее решение в кино про прелести и ужасы алкоголя.