В мае 1996 года на Эвересте произошли страшные события: из-за халатного отношения к собственной безопасности и нагрянувшей бури на вершине погибли 8 альпинистов. По мотивам трагедии написали несколько книг и выпустили документальный фильм. Прошло 20 лет — пора превратить ужасную историю в зрелищный и высокобюджетный блокбастер, который обязательно проберет зрителей до костей. В случае с фильмом «Эверест» режиссера с инфернальным именем Бальтасар (и аграрной фамилией Кормакур), этого не произошло.
Одним из сценаристов картины выступил оскароносный Саймон Бофой, до этого участвовавший в создании фильма «127 часов». Тогда он рассказывал об одиноком скалолазе, в этот раз — о группе профессиональных альпинистов, которые занимались коммерческими подъемами на Джомолунгму. Похоже, что в этом преобразовании и кроется главная ошибка создателей: у «Эвереста» в обойме слишком много героев, роли которых исполняют актеры первой величины. Инструктор — Джейсон Кларк, его жена — Кира Найтли, техасский мужик — Джош Бролин, второй инструктор — бородатый Джейк Джилленхол. А на вторых ролях бегают Сэм Уортингтон, Эмили Уотсон и Джон Хоукс.
Каждый персонаж что-то собой представляет, рассказывает собственную историю, давит на эмоции, в конце концов. Один решился на восхождение ради своих детей, другой — чтобы установить личный рекорд, а третьему просто нужно место, чтобы валяться, пить виски и зарабатывать на жизнь. Действие при этом разворачивается в экстремальных условиях на высоте больше 7 тысяч метров: альпинисты снизу доверху укутаны в снаряжение, а лицо им закрывают блестящие очки и дюжие бороды. Из-за этого главных героев не то что трудно запомнить — их иногда даже не различаешь: все орут, все мерзнут, всем плохо, и все скоро умрут.
Исландскому режиссеру стоило уделить чуть меньше времени действующим лицам и глубже погрузить зрителя в атмосферу катастрофы и отчаяния. В той же картине «127 часов» великолепно показана ситуация с одиночеством и длительным самоистязанием. А в «Эвересте» ожидаемое действие, ради которого зрители пришли в кинотеатр, начинается спустя полтора часа после начала сеанса. Когда повествование доползает до кадров страдания и смерти, сил на просмотр не остается. Хочется поскорее увидеть развязку и узнать, кто в итоге вернется домой.
При этом от «Эвереста» легко получить удовольствие: он громкий, красивый, с безупречными панорамными планами и качественной картинкой исключительно для IMAX-экранов. Когда начинается буря и ситуация выходит из под контроля, визуальный ряд обогащается качественной игрой именитых актеров. Да, трудно запомнить, кто из них кто, но зато никакой халтуры. Если альпинисту к чертям отморозило руки — тебя слегка коробит, хоть ты уже и забыл, кому именно нужно сочувствовать.
Над «Эверестом» проделана колоссальная и кропотливая работа — трудно писать о фильме что-то плохое, когда осознаешь, как его снимали. Только не ясно, зачем в художественной картине делать акцент на личных историях персонажей — зритель-то требует драмы и экшена. Чтобы показать характеры героев, достаточно было бы часа экранного времени, а остальное можно было посвятить яркой демонстрации ужасающих событий мая 1996 года.
Фильм «Эверест» идет в российском прокате с 24 сентября.