20 августа на российских экранах стартовала «Фантастическая четверка» — перезапуск кинокомикса об одной из самых старых команд издательства Marvel. История о творческом и кассовом провале картины уже во всех подробностях была обсосана в интернете. Сборы чудовищные, пресса еще хуже, режиссер Джошуа Транк обвиняет во всех бедах студию Fox; Fox делает крайним постановщика, а в дураках остаются зрители, получившие очередной мыльный пузырь вместо качественного кино. «Отвратительные мужики» посмотрели фильм и вынуждены с горечью констатировать — вся критика, обрушившаяся на новую «Четверка», справедлива.
С «Четверкой» Fox сели в ту же лужу, в какую смачно плюхнулась год назад Sony с перезапущенным «Человеком-пауком». Только у тех хватило сил на один пристойный фильм, а все полимеры были растеряны на сиквеле. Тогда как новое детище «Фоксов» оказалось мертворожденным, и на его фоне даже предыдущие ленты о суперсемейке выглядят выигрышно.
Вышедшая в еще «домарвеловскую» эпоху дилогия Тима Стори была несерьезной и даже полукомедийной фантастикой. Захватывающим сюжетом или забористым экшном те фильмы похвастаться не могли, там хватало нелепостей и банальной глупости, но уж точно не было скучно. В плане юмора старая «Четверка» даст фору иным комедиям с Адамом Сэндлером, визуальные эффекты для тех лет вполне приемлемые, а сценарии пусть и не отличаются глубиной, но в них четко прописаны этапы становления и развития отношений между персонажами. Да и Джессика Альба в костюме в облипку, наконец.
Абстрагировавшись от предыдущего опыта и следуя реалистическим заветам Кристофера Нолана, авторы обновленной «Фантастической четверки» максимально сгустили краски, отчего их фильм преуспел в поддержании депрессивного, давящего настроения. О командной игре речи даже не идет — главные герои словно пауки в банке, оказавшиеся вместе в силу нелепой и трагической случайности и готовые отвернуться друг от друга при первой же возможности (один из них, к слову, так и поступает). Оживить эту трясину пытается Человек-факел в исполнении чернокожего актера Майкла Б. Джордана, но его бунтарство и постоянные попытки острить на фоне кислых физиономий его товарищей выглядят еще более отчужденно и неуместно. С эшкном тоже все очень печально. Единственная на весь фильм боевая сцена, призванная разбудить тех зрителей, что к этому моменту не покинули зал кинотеатра, немногим зрелищнее скоротечной финальной разборки все с тем же Доктором Думом из фильма 2005 года, разве что шаблонно-пафосных фраз здесь на порядок больше. Вряд ли вы такого ожидали от летнего комикс-блокбастера.
Фантастическая четверка — далеко не самые интересные персонажи из пантеона супергероев Marvel, но такой печальной участи не заслуживают даже они. То, что для актеров останется лишь некрасивым пятном в фильмографии, на их экранных воплощениях может поставить жирный крест. Боссы Fox спешно заявили, что прощаться с четверкой они не намерены — у них, мол, на нее еще куча планов, но перспективы появления на свет сиквела, чей релиз задолго до выхода первого фильма был намечен на июнь 2017 года, кажутся все более и более туманными. Аналогично обстоят дела и с возможным кроссовером с «Людьми Икс». Феномен четверки заключен в ее уникальности — на то она и фантастическая. Встреться же они с мутантами, они просто затеряются на фоне остальных фриков со сверхспособностями
В этом свете наиболее рациональным исходом событий видится возвращение персонажей под родительское крыло — на студию Marvel. Там их опять перезагрузят, представив в очередном фильме про Мстителей нового созыва, как сейчас происходит с Человеком-пауком. Либо же отправят прямиком на телевидение, как недавно произошло с Сорвиголовой и Карателем, права на которых долгое время также оставались в руках людей, не совсем понимающих, что с этими персонажами делать. И в случае с Фантастической четверкой это будет не ссылка, а, скорее, шанс на реабилитацию.
В одном из интервью годичной давности Майкл Б. Джордан, исполнивший роль Человека-факела, сравнил Фантастическую четверку не с типичными супергероями, а с детьми, ставшими инвалидами в результате несчастного случая и пытающимися примириться со своим новым положением. Эта характеристика идеально описывает и всю ленту целиком. На каком-то этапе производства фильм будто угодил в аварию и получил увечья, несовместимые с жизнью, утратив вменяемый сюжет, зрелищный экшн, интересную актерскую игру и прочие составляющие хорошего блокбастера.