С годичным опозданием в кино выходит «Форсаж 9». Андрей Загудаев рассказывает, как новый фильм пытается переплюнуть все предыдущие выпуски по глупости и впечатляющим трюкам, и выполняет важную для пандемийного кинопроката функцию.
Доминик Торетто вместе с Летти и внебрачным сыном Брайаном живут в небольшом домике вдали от цивилизации. Однажды к ним приезжают друзья и говорят, что мир снова находится на грани мировой войны. Какой-то террорист хочет похитить мощное устройство «Арес», при помощи которого можно управлять всеми компьютерами в мире. Доминик, уже привыкший к сельской жизни, сначала отказывается, но потом узнает, что один из преступников — его младший брат Джейкоб, и отправляется на поиски «Ареса» вместе со всей командой. Её состав, помимо Доминика и Летти, прежний: балабол с лучшими шутками в фильме Роман, умник Тедж, хакерша Рамзи и сестра главного героя Миа.
«Форсаж 9» стал одним из первых блокбастеров, которые пострадали от коронавирусной пандемии. Фильм должен был выйти еще прошлой весной, но премьеру перенесли на целый год. И интересная деталь: из-за этих сдвигов в расписании и сложной ковидной ситуации в США до сих пор, девятый «Форсаж» выходит во многих странах, в том числе и в России, на месяц раньше, чем в Америке — на главном кинотеатральном рынке мира.
Писать что-то серьезное про очередной «Форсаж» — занятие, заранее обреченное на провал. Сериал примерно с пятого-шестого выпуска живет в собственной вселенной, соревнуясь не столько с другими фильмами в крутости и кассовых сборах, сколько с самим собой. «Форсаж» за эти годы превратился в отдельный жанр, как супергероика или фильмы про Джеймса Бонда. И если вам нравится эта искренняя многомиллионная идиотия (в хорошем смысле этого слова), то вы давно на борту и уже купили билетик на сеанс нового фильма. Если нет, то просто проходите мимо.
С каждой новой серией авторы франшизы преследуют, кажется, только одну цель — всеми правдами и неправдами сделать следующий фильм больше, громче, ярче предыдущего. И пока удается: девятый «Форсаж» — это фестиваль каскадерской и постановочной фантазии, которая, конечно, давно не имеет ничего общего со здравым смыслом и законами физики. В новом фильме главные герои: сумеют перелететь на автомобиле через километровый обрыв, обгонят на стареньком «Понтиаке» сверхзвуковой истребитель, прокатятся по минному полю и даже полетят в космос. Центральный же герой трюковой части фильма — мощная магнитная установка, с которой связаны самые запоминающиеся каскадерские фокусы. Вишенка на торте — впечатляющая 15-минутная погоня по Тбилиси в финале фильма. Можно относиться к драматургической части фильма как угодно, но это одна из самых безумных погонь, которые я видел в кино вообще.
Но если в трюковой части «Форсаж 9» все еще впереди планеты всей, то как только его герои бросают оружие, влезают из болидов и начинают разговаривать, фильм сразу превращается в напыщенную, глупую комедию (хотя хочет быть драматичным боевиком), где люди ходят с правильной осанкой, многозначительно играют желваками на камеру и говорят мудростями из пабликов Вконтакте: «Брат, все будет хорошо, потому что мы семья».
Наблюдать за развитием истории в «Форсаже» — особый вид удовольствия. Чувство неловкости за героев — пройденный этап, не стоит за них беспокоиться. Вся эта история с появившимся из ниоткуда братом Доминика, воскресшим Ханом, модно подстриженной злодейкой в исполнении Шарлиз Терон и лихо гоняющей по улицам Лондона Хелен Миррен — натуральная мыльная опера, затянутая в корсет многомиллионного автомобильного блокбастера. В этих сюжетных поворотах, взаимоотношениях героев, как и в красивых спецэффектах, не надо искать никакого смысла. Они нужны лишь для того, чтобы связать между собой несколько мощных трюковых сцен в фильме — примерно такую же роль сюжет играет и в порно. Только вместо секса здесь — красивые погони на машинках со стрельбой.
В прошлом году Кристофер Нолан с фильмом «Довод», как писали многие, должен был стать мессией кинотеатрального проката и помочь кинотеатрам не умереть в сложной пандемийной ситуации. Но «Доводу» сделать это не удалось — возможно, потому что для спасителя индустрии нужно было кино попроще.
Девятый «Форсаж» — лучший кандидат на эту важную роль. Это картина, которую надо смотреть только в кинотеатре. И дело не только в звуке и большом экране, но и из-за фривольной атмосферы таких киносеансов, с запахом и хрустом попкорна и начос. Поход на любой «Форсаж» — это вообще отдельный жанр кинодосуга, при котором тебя не раздражает ничего — ни разговоры соседей в зале, ни тот самый хруст, ни походы между рядами. Потому что в происходящее на экране можно включиться в любую секунду, на спойлеры в таком фильме наплевать, а в самые важные моменты все равно будет так ярко и громко, что никто в зале их ни за что не пропустит. Другое дело, что не всем по нраву столь низменные киношные удовольствия, но такие люди уже давно обходят «Форсаж» стороной.