В международный прокат вышел постапокалиптический экшн о том, как Аня Тейлор-Джой воюет с варварами, превращаясь в безжалостную воительницу. Дмитрий Соколов рассказывает об одном из самых масштабных и стильных блокбастеров года.
После краха цивилизации сколько-нибудь сносная жизнь сохранилась в крошечных сообществах, разбросанных по огромной пустыне и соединенных сетью древних асфальтовых дорог. Банда байкеров натыкается на затерянный среди песков оазис — Край Изобилия и похищает у местных жителей маленькую Фуриосу, доставив ее своему главарю Дементосу. Попав в рабство, девочка растет при дворе правителя байк-банды, пока Дементос не продает ее вожаку другого клана. На новом месте Фуриоса обретает боевой опыт и верного друга — Преторианца Джека, вместе с которым хочет вернуться в родной Край Изобилия. Но перед этим ей придется сразиться с ордой Дементоса, который готовится к великой войне за господство в Пустоши.
Новый проект Джорджа Миллера, автора франшизы «Безумный Макс», представляет собой приквел к «Дороге ярости», рассказывающий о самой яркой героине прошлого фильма. По композиции «Фуриоса» — это история взросления на фоне постапокалипсиса. Сюжет разбит на пять глав, охватывающих разные отрезки жизни Фуриосы: от ее похищения в детстве до превращения в закаленную боями императрицу пустошей. Но сама Фуриоса выводится на передний план далеко не сразу: в первых главах она лишь безмолвная рабыня, запертая в клетке, и только к середине фильма сценарий концентрируется целиком на ней. Такой подход позволяет показать сеттинг «дорожного» постапокалипсиса во всей красе. И Миллер эту возможность использовал блестяще.
«Фуриоса: хроники Безумного Макса» — это беспощадный и красивый боевик, поражающий воображение проработкой деталей (от костюмов до локаций) и хореографией батальных сцен. Все, что мы видели в «Дороге ярости», здесь Миллер сохранил и умножил надвое. Каждый доллар из гигантского бюджета в $165 миллионов потрачен с талантом и безупречным чувством стиля. «Фуриоса» моментально захватывает (и не отпускает до финальных титров) выверенным сочетанием грандиозного масштаба, ярких персонажей и смачных сражений.
Мир, в котором происходят события, прописан и показан с любовной тщательностью. Пустошь, даже будучи выжженной землей, густо заселена разнообразными племенами, культами и бандами. Основных локаций три: Свинцовая Ферма (где производят оружие и боеприпасы), Топливный Город (главная точка снабжения для всех фракций) и Цитадель (обиталище культистов во главе с Несмертным Джо из «Дороги ярости»). Кроме них есть еще кочевая орда байкеров Дементоса, который жаждет прибрать к рукам все три поселения и стать единоличным владыкой Пустоши. И если динамика сил в этом треугольнике городов образует каркас сюжета, то работа художников по костюмам и дизайнеров декораций наполняет его жизнью.
Стиль, хорошо знакомый по «Дороге ярости» (и восходящий еще к знаменитому «Воину дороги»), в «Фуриосе» выдержан на отлично. Даже мелькнувшие на пару минут в кадре статисты разряжены в шедеврально гротескные костюмы, которым позавидовали бы Жан-Поль Готье с Пако Рабанном. Шлемы с костями и рогами, плюшевый мишка в цепях, потертые кожаные плащи и дыхательные маски, противогаз между ног — от парада креатива в каждой второй сцене идет кругом голова. Особый разговор о средствах передвижения. Люди Дементоса катаются в основном на кастомизированных байках, а сам он предпочитает колесницу, запряженную парой-тройкой мотоциклов. Культисты Несмертного Джо гоняют в основном на гигантских фурах, либо на тяжелых грузовиках, набитых припасами и оружием.
Помимо внешнего вида и железных коней, фильм подробно показывает своеобразный быт рыцарей автострады. Если жизнь в Цитадели уже была более-менее известна из первого фильма, то методы банды Дементоса изображены во всей красе. Правитель кочевников устраивает публичные казни с четвертованием, толкает пламенные речи о борьбе угнетенных за свои права, и даже устраивает «троянскую засаду» жителям Топливного Города. Добавьте к этому характерный язык с обилием жаргонизмов (от «бензака» до «варбоя») и получите один из ярчайших портретов постапокалипсиса в современном кино.
Под стать сеттингу и персонажи. Несмертный Джо (его теперь играет Лейчи Хальм, поскольку Хью Кияс-Бёрн скончался в 2020-м) по-прежнему впечатляет своей хладнокровной яростью. Изъеденный морщинами Историк (потчующий Дементоса «словбургерами» — выдержками из энциклопедий) похож на Гэндальфа, случайно застрявшего в байкерской антиутопии. Том Берк, играющий Преторианца Джека, хоть и смотрится как облегченная версия Макса Рокатански (который тут появляется в кратком эпизоде), выглядит неплохо в своей потертой кожанке и с почерневшим лбом. А вот с Крисом Хемсвортом, который играет Дементоса, все не так однозначно. Хотя он старается выдать максимум возможного, получается не всегда — в некоторых моментах явно не хватает злодейской харизмы, из-за чего Дементос иногда выглядит не коварным психопатом-манипулятором, а самодовольной истеричкой. (Зато в одной сцене ему вырывают соски!)
Что касается главной звезды, то Аня Тейлор-Джой отлично вписалась в роль валькирии выжженных земель. За весь фильм Фуриоса говорит не больше пары десятков фраз, но от каждого ее появления захватывает дух. Она метко ставит хэдшоты, резво бегает по дюнам и всегда готова к бою — обманчиво хрупкая и смертельно опасная женщина, движимая неукротимой жаждой мести. Какой-то глубокой психологии, конечно, в «Фуриосе» можно не ждать, однако центральная драматическая линия с поиском возмездия прописана достаточно внятно, равно как и ключевая оппозиция надежды (которой живет Фуриоса, мечтающая вернуться в давно покинутый дом) и ненависти (на которую ставит Дементос в управлении людьми).
Но помимо красочного сеттинга и колоритных персонажей в «Фуриосе» есть лихой экшн. Благодаря обилию боевых сцен хронометраж в два с половиной часа пролетает перед глазами на одном дыхании. Уже с первых минут нас погружают в интенсивную погоню за бандитами, похитившими Фуриосу, а дальше масштаб сражений будет только возрастать. Проработка экшн-сцен не уступает «Дороге ярости» (что вдвойне впечатляет, если учесть возраст постановщика: Джорджу Миллеру, напомню, скоро 80), и режиссерская хватка чувствуется в каждом кадре.
Лучшая сцена расположена в середине фильма, это атака на огромную фуру с припасами. Бомбардиры на парашютах обстреливают гигантский грузовик, варбои-камикадзе дерутся с десантом на крыше, а в нужный момент спрятавшийся карлик (не спрашивайте!) активирует МОЛОТИЛКУ и превращает врагов в сочный фарш. За счет грамотного монтажа и четкой операторской работы всю эту феерию роскошного насилия можно хорошо разглядеть, несмотря на дичайшую динамику.
А ведь кроме абордажа фуры есть еще перестрелка в Свинцовой Ферме (где Фуриоса демонстрирует мастер-класс по снайперской стрельбе), прорыв Дементоса на монстр-траке сквозь ворота, и долгая финальная погоня Фуриосы за ним по бескрайним пескам. Но и это, разумеется, не все. Отрадно видеть, что хоть Миллер и не фиксируется на физиологических деталях, кровь в «Фуриосе» хлещет обильно, а руки и ноги (когда это необходимо) красиво разлетаются в стороны. Мир Пустоши столь же красив, сколь и жесток: люди здесь — расходный материал примерно для всех участников борьбы, и тот, кто спас тебя, через секунду может тебе же пустить пулю в лоб.В общем, если любите изобретательный, богатый на детали постапокалиптический экшн — смотрите «Фуриосу», а если вам понравилась «Дорога ярости» — тем более.
Пусть ничего кардинально нового Джордж Миллер в жанр не привнес, но богатое наследие своей франшизы использовал превосходно. Неудивительно, что в Каннах заключительные титры встречали овацией на семь минут. «Фуриоса» — идеальный фильм про суровую женщину для отвратительных мужиков: грязно, много крови, бешеного драйва и беспощадной красоты.