В российский прокат вышли «Боги Египта» — эпичное фэнтези, которое по всем признакам стремится к тому, чтобы стать первым крупным провалом этого года.
В основу фильма лег миф о противостоянии Сета и Гора — двух богов, не поделивших трон. Вкратце, Гор должен был стать законным наследником своего отца, Осириса, но того убивает родной брат Сет, также претендующий на правление. После этого началась длительная тяжба между племянником и дядей, в которую был вовлечен весь пантеон египетских божеств. Сет и Гор состязались в различных испытаниях, превращались в зверей и всячески калечили друг друга, но победа в итоге досталась молодому богу неба.
Лента Алекса Пройаса вряд ли должным образом заполнит пробелы в ваших познаниях египетских мифов, но основные вехи, вроде смерти Осириса или ослепления Гора, постарается зацепить. На самом деле, на бумаге все выглядит не так уж и заманчиво, и главным манком должен был стать незатасканный сеттинг. Все-таки египетскому фольклору Голливуд уделяет меньше внимания, нежели куда более «попсовой» греческой мифологии. Только из недавнего на ум приходят «Битва/Гнев Титанов», «Война Богов: Бессмертные» и целых два фильма про Геракла — один более-менее сносный, про другой лучше вовсе не вспоминать. «Боги Египта» сильнее всего напоминают именно «титаническую» дилогию — тот же условный пересказ древних сказаний, плюс зашкаливающий пафос и навязчивые спецэффекты.
Современному зрителю для счастья этого мало. Египетская экзотика не радует, когда подводит все остальное. Пафоса и в первоисточниках было хоть отбавляй, а вот проработкой характеров действующих лиц авторы мифов себя редко утруждали. Если с ними солидарны и сценаристы фильма по мотивам, то на интересную историю рассчитывать не приходится. Сюжет «Богов Египта» получился предсказуемым, затянутым и наполненным «водой». Когда герои не сражаются друг с другом или с очередной тварью, они либо разводят патетику, сводящуюся к трепу о том, как хорошо быть хорошим и как плохо быть плохим, либо коряво шутят.
Таким персонажам сложно сопереживать, а за актеров становится даже как-то неловко. Джерард Батлер, например, не особо заморачиваясь, сыграл злую версию своего же царя Леонида, а как сюда удалось заманить обладателя «Оскара» Джеффри Раша — и вовсе загадка. Самым интересным персонажем в итоге становится саркастичный и тщеславный бог мудрости — Тот. Не доверяя никому, он наплодил копий самого себя и стал под собственную диктовку записывать свои же знания.
Одной из немногочисленных удачных находок фильма стало изображение богов в целом. Здесь это не абстрактные небожители. Они ходят среди простых смертных и отличаются от них разве что наличием сверхспособностей, текущим по венам золотом, физическими размерами и раздутым эго.
Ситуация с «Богами» становится еще печальнее, когда вспоминаешь, кто стоит за созданием картины. Алекс Пройас не самый топовый, но и далеко не посредственный режиссер. Он снял культового «Ворона» (того самого, на съемках которого погиб Брэндон Ли) и крепкую фантастику «Я, робот» с Уиллом Смитом. То ли за семь лет, прошедшие с выхода его предыдущего фильма, Пройас совсем потерял хватку, то ли он попросту так и не придумал, как правильно реализовать доставшийся ему материал, но уровень постановки «Богов Египта» достоин скорее дебютанта средней руки.
То же касается и визуальной стороны. В работе над фильмом принимали участие люди, ответственные за спецэффекты в последнем «Безумном Максе». И если в «Дороге ярости» компьютерная графика, за исключением некоторых эпизодов, лишь добавляла зрелищности и без того мастерски поставленным сценам, то здесь же большую часть времени фильм так и норовит расплавить роговицы ваших глаз буйством кричащих красок. Особенно это касается экшн-сцен.
Некоторые рукопашные поединки напоминают упрощенную версию «300 спартанцев» с узнаваемыми пролетами камеры и slo-mo, и с этим смириться еще можно. Но когда Сет и Гор облачаются в летающие экзоскелеты из драгметаллов, происходящее на экране превращается в блестящую (в прямом смысле) CGI-мешанину, от которой устаешь уже через пару минут. Панорамные виды смотрятся неплохо, но зачем нужно было лететь в Австралию ради натурных съемок, если абсолютно все выглядит так, будто снималось в ближайшем павильоне, решительно непонятно.
«Боги Египта» могут прийтись по душе разве что непритязательным подросткам. Для них тут припасено и зрелище, и накачанные мужики, и дамы, чьи одежды едва скрывают пышногрудость. Только это все равно не поднимет ленту с кассового дна, куда она, по предварительным прогнозам, стремительно катится. Где-то там же будут похоронены планы студии Lionsgate на запуск новой франшизы, а рядом расположатся надежды Джерарда Батлера на возвращение в высшую лигу. А пока ему придется и дальше перебиваться второсортными боевиками, в духе грядущего «Падения Лондона».