Допустим, вы захотели снять кино. Не российский сериал про ментовский беспредел и не сомнительную короткометражку на камеру телефона. Что понадобится для создания более-менее серьезного фильма? Во сколько обойдутся съемки полноценной картины? На эти вопросы отвечает Сергей Квасов, глава независимой студии Mirror World, которая прямо сейчас занята съемками полнометражного фильма «Наваждение».
В одном из последних интервью Райан Рейнольдс заявил, что на «Дэдпула» студия «Двадцатый Век Фокс» выделила крайне ограниченный бюджет. Актер заметил, что у создателей фильмов про супергероев такое количество денег — 58 миллионов долларов — уходит лишь на наркотики. На что же тратятся финансы при кинопроизводстве, и почему бюджет в 200 миллионов долларов — нормальная практика для современного Голливуда?
Сценарий
Самым важным аспектом любого кино, будь то документальный или художественный фильм, короткий или полный метр, является сценарий. Без увлекательной истории и правильно прописанных персонажей, сюжетных линий, невозможно снять хороший фильм.
Сколько стоит?
Свой первый в жизни сценарий Квентин Тарантино продал Американской гильдии сценаристов за 30 000 долларов. Полученные деньги он потратил на постановку своей культовой истории — «Бешеных псов». Профессиональный и востребованный голливудский сценарист получает порядка миллиона долларов за черновик; в России цифра колеблется в окрестностях нескольких сотен тысяч рублей.
На чем экономят?
Если вы режиссер, у вас есть идея, и вы представляете, по каким принципам строятся диалоги на экране, то можно попробовать написать историю самостоятельно. В интернете можно найти массу опубликованных сценариев хороших фильмов. Например, вот сценарий «Омерзительной восьмерки». Необходимо дотошно разобрать как можно больше из них.
Также важно соблюдать правила оформления. По грамотно составленному сценарию удобно работать и актерам, и художникам, которые занимаются раскадровкой. Тонкостей масса: например, одна страница правильно отредактированного сценария равняется минуте экранного времени.
Вы будете влюблены в первую версию сценария, но объективно это будет кусок дерьма и бумагомарание. Не стесняйтесь интересоваться чужим мнением, не бойтесь выкидывать сюжетные линии, если они не двигают историю, вырезать персонажей, если они ничего не делают. Вы не Тарантино — у вас не получится сочинить интересный диалог о членах.
Съемочная группа
Зарплаты членов съемочной группы занимают ощутимую долю бюджета. Самые важные роли: режиссер, оператор, звукорежиссер и композитор — без этих четырех должностей не получится снять фильм. На съемках своей первой картины «Преследование» Кристофер Нолан выступал в первых трех ролях. Но тут скорее исключение; во всех остальных случаях это должны быть разные специалисты. Найдите людей, которым вы доверяете как себе.
Сколько стоит?
В зависимости от роли в команде: профессиональные операторы берут от 10 000 рублей за съемочный день, средней руки композитор без имени и особого опыта — от 5000 рублей за тему.
На чем экономят?
Стандартная голливудская практика — съемочные группы численностью в двести человек. Если у вас фильм попроще, и люди готовы пахать за идею, то можно совмещать какие-то профессии. К примеру, оператор может взять на себя роль гафера, ответственного за освещение. Композитор может быть на подхвате у звукорежиссера, художник-постановщик может взять на себя роль декоратора и заняться раскадровкой. Ситуация, когда режиссер выступает в роли сценариста, вообще является индустриальным стандартом.
Актерская труппа
Очевидная позиция. Талантливый актерский состав по степени важности не уступает наличию хорошего сценария. Здесь в пример можно привести Роберта Земекиса, который приостановил съемки первой части «Назад в будущее», когда понял, что актер Эрик Штольц не подходит на роль Марти Макфлая. Его место занял Майкл Джей Фокс, и сам фильм вошел в историю.
Сколько стоит?
В России актерская база очень широка: имена и фамилии практически всех новоиспеченных актеров вносятся в базы Ленфильма и Мосфильма, и доступны по одному телефонному звонку. Зарплата варьируется в зависимости от количества сыгранных главных ролей.
Самые именитые русские актеры получают от 500 до 1000 долларов за съемочный день, то есть 12 часов. В среднем съемки фильма длятся порядка 30 дней (~3 страницы сценария в сутки), исходя из этого можно найти приемлемого исполнителя главной роли за 150 000 — 200 000 рублей.
На чем экономят?
Главную роль обязательно должен взять на себя профессионал, а исполнителей ролей второго и третьего плана можно найти среди друзей. Если же в вашем окружении есть человек, способный вменяемо показать эмоции, да еще и подходящий под образ, заложенный в сценарии, то вам несказанно повезло.
Раскадровка
Многие начинающие кинематографисты пренебрегают этим этапом, до конца не понимая его ценности. Сделать полную раскадровку фильма — титанический труд, который включает кропотливую работу режиссера, художника и оператора. На выходе у вас будут красиво поставленные кадры.
Сколько стоит?
Художник-раскадровщик в среднем берет 3000-5000 рублей в день.
На чем экономят?
Часто раскадровка делается в эскизах или не делается вовсе. Обычно это происходит, когда режиссер четко определился со своим видением и может правильно передать его съемочной группе.
Оборудование для съемки
Операторское оборудование включает в себя камеру, систему стабилизации, освещение и аксессуары для них. Если говорить о съемочной аппаратуре, еще несколько лет назад большую часть бюджета съедала пленка. Начинающим режиссерам приходилось часами муштровать актеров, дабы тратить меньше материала на дубли. Сейчас ситуация иная: операторы выбирают съемку на цифровые носители.
Несмотря на то, что в стане независимых кинематографистов правят бал DSLR-камеры, свои позиции укрепляют так называемые «беззеркалки», за счет более высокого качества съемки при все еще приемлемой цене. Они обладают целым рядом преимуществ перед зеркальными аппаратами: от повышенной светочувствительности до возможности съемки 240 кадров в секунду и 4К.
Сколько стоит?
Наилучшая по соотношению цена/качество беззеркальная камера — Sony A7S — обойдется более чем в 150 000 рублей. Плюс необходим хотя бы один объектив: еще 50 000 рублей.
На чем экономят?
Можно выбрать камеру проще и дешевле, например,Panasonic GH4. Потеря качества некритична, если вы не планируете снимать в условиях катастрофически малой освещенности.
Стабилизация
Здесь вариантов масса: плечевые упоры, обвесы, риги — не берем в расчет рельсовые системы.
Сколько стоит?
Цена колеблется от 5000 до 100 000 рублей.
На чем экономят?
Современные программы обработки позволяют неплохо стабилизировать видео, и если бюджет фильма ограничен, можно взять плечевой риг попроще и вытянуть фильм программным методом.
Освещение
На моменте выбора освещения вы должны четко понимать о чем ваша картина: жанр, общее настроение, тон повествования — исходя из этого, подбирается подходящее освещение. Для психологических триллеров в духе Альфреда Хичкока необходимы жесткие тени и свет, для мелодрам и комедий — более мягкое освещение.
Сколько стоит?
Стоит обратить внимание на два бюджетных бренда: Dedolight и GreenBean. Особой популярностью в линейке первого производителя пользуется модель DLH-4: прибор обеспечит высокую яркость, точность, луч будет чистым, без рассеянного свет. Стоит такая штуковина порядка 30 000 рублей .
Софиты GreenBean, аналоги профессионального киношного освещения Arri, показывают себянесколько хуже: свет падает неравномерно, диапазон фокусировки меньше. Эти приборы чаще используют для подсветки важных деталей в кадре, нежели как основной источник освещения. За свою цену в 20 000 рублей с этой задачей они справляютсяна отлично.
На чем экономят?
Простая формула: чем больше ISO камеры, тем меньше освещения необходимо.
Звукозаписывающее оборудование
В кино важен каждый звук. Шаги, шелест листьев, гул ветра — все это, помимо диалогов персонажей, должно быть учтено при съемках.
Сколько стоит?
В смету звукорежиссера входит рекордер, микрофонная пушка, петличка — умножаем на число актеров в данной конкретной сцене — и радиопередатчик для того, чтобы избавиться от проводов. Все это с учетом аккумуляторов и батареек обойдется вашему фильму в довольно скромные 60 000 — 100 000 рублей.
Вашему композитору необходимо на чем-то писать музыку — качественная полноклавишная клавиатура обойдется в 20 000 рублей. Однако благодаря современным технологиям этот агрегат в руках умелого композитора и звукорежиссера при приложении аудиобиблиотек может легко заменить целый оркестр.
На чем экономят?
Существует огромное количество агентств, которые готовы выдать звукозаписывающее оборудование в аренду. Однако зачастую оказывается дешевле купить, чем брать на прокат на тридцать дней. Для записи технического звука можно использовать аудиобиблиотеки, но все же лучше не полениться и записать все необходимое на съемочной площадке для большей естественности.
Грим и реквизит
Художник-гример пригодится любой команде: нарисует синяки, ссадины, да и просто уберет блеск с лиц актеров, потеющих под светом софитов, и сделает их снова красивыми.
Сколько стоит?
В среднем художник-гример с собственными снаряжением в нашем кино берет 1000 руб в день. Если говорить о реквизите, то здесь все зависит от запросов режиссера, так что трудно сказать наверняка. Это может быть и 30 000, и 300 000 рублей.
Съемочная площадка
Все так же крайне опционально: если герой по сюжету путешествует по миру — это одно, покоряет космос — другое. Если брать среднестатистический фильм, понадобится пара квартир приличного вида (зачастую это жилплощадь членов съемочной группы), подготовленная натура и несколько общественных мест.
Сколько стоит?
Если требуются более специфические декорации, можно взять в аренду фотостудию. В среднем час съемки на профессиональной студии обойдется примерно в 1000 рублей. В остальном за съемочное место платят редко, если это, конечно, не муниципальный объект.
На чем экономят?
В каждом городе есть учреждения и общественные места: отели, антикафе и прочие, которые с радостью предоставят съемочное место за простое упоминание в финальных титрах. Это выручает новичков.
Монтаж
Чтобы фильм не был похож на дешевый сериал, в команде должен быть умелый режиссер монтажа. Его поле деятельности обширно: цветокоррекция конкретной сцены для передачи определенного настроения, склейка, настройка экспозиции, баланса белого и многое другое. Все, что в совокупности создает так называемый «киношный эффект».
Сюда же можно включить стандартные для кино 23.976 кадра в секунду. Это отнюдь не означает, что фильм снимается при такой частоте кадров: чаще всего берется 48 или 60 кадров в секунду, либо 120 или 240 кадров в секунду — для эффекта слоу-мо. Фреймрейт искусственно понижается при выводе на рендер: такими несложными манипуляциями можно добиться большей плавности движений.
Сколько стоит?
Очевидно что для того, чтобы смонтировать хотя бы короткий ролик, необходим хороший ПК и много места на жестком диске. Если собирать самостоятельно, то такой агрегат может вполне уложиться в 100 000 рублей. Плюс монтажеру тоже нужно платить гонорар — стандартные 5000 рублей в день.
***
Мы лишь бегло прошлись по основным статьям расходов при кинопроизводстве, оставив за кадром маркетинг, прокат, участие в фестивалях и конкурсах и банальную организацию питания съемочной группы. Если сложить все вышеперечисленные пункты вместе, получится бюджет небольшой африканской страны. Тем не менее, это того стоит: прийти на сеанс фильма, где в первой строчке финальных титров стоит твое имя.
Студия MirrorWorld собирает средства на съемки «Наваждения» на Boomstarter.