С 23 февраля в российских кинотеатрах фильм «Защитники» — очередная работа маргинального персонажа и спорного режиссера Сарика Андреасяна. Навеянная успехом западной супергероики, картина о советских сверхлюдях не покажется убедительной и оригинальной даже самому наивному зрителю.
Enjoy Movies и Сарик Андреасян приобрели не самую чистую репутацию благодаря череде заметных провалов, травле со стороны популярных блогеров и агрессивному отношению к критике. Армянско-российский режиссер увлекся заигрыванием с аудиторией, отчего его манера общения в социальных сетях устаканилась в форме пассивно-агрессивной. Сравнение себя с Тарантино, пренебрежительное отношение к коллегам и открытая конфронтация с поклонниками привели к тому, что от Сарика перестали ждать хоть чего-то хорошего.
Когда три года назад Андреасян анонсировал «первый российский фильм о супергероях» за смешные для такого проекта 10 миллионов долларов, ему логичным образом никто не поверил. Он интриговал бездарными артами, показывал трейлеры, которые разбирали на гифки с полигональным медведем и спецэффектами из фильмов 1998 года. Черный пиар — визитная карточка постановщика, пытающегося смеяться над самим собой. Отсюда результат: «Защитники» — трэш-пародия на голливудское кино, залитая на YouTube киноманом-любителем. Здесь нет патриотизма и российского колорита — это чистая калька с Marvel и DC c отвратительной графикой, пустыми персонажами и сюжетной линией, написанной на альбомном листе двоечником сценарных курсов.
В результате ссоры двух гениальных советских ученых на свет появились «Защитники» — группировка специального назначения, которая в рамках проекта «Патриот» должна спасти Москву от наваждения одного из гениев. Он, после неудачного эксперимента, превратился в кукольное подобие Бэйна из комиксов про Бэтмена: двухметровый верзила с нарисованными кубиками пресса, обмотанный электрическими кабелями, с помощью которых он может управлять любой техникой. Когда его видишь, то сразу ждешь, когда он заорет: «Шредер, где мой технодром?!»
У супер-чоповцев, которые тут вместо главных героев, способности не менее тривиальные: телепортирующийся казах с двумя мечами, парень-медведь с пулеметом, невидимая девушка, и армянин, управляющий камнями. Сюжетно зрителю не объясняют, чего вдруг они согласны работать вместе спустя 40 лет, по какой причине решили отомстить своему «создателю», и почему снова готовы сотрудничать с правительством, сломавшим им жизнь. Да и вопросов не возникает: у героев фильма вообще нет ни прошлого, ни настоящего — они ходячие наборы супергеройских характеристик и штампов, которые, правда, пару раз удачно шутят. Персонажи по умолчанию знакомы друг с другом «с тех самых времен», но почему-то общаются между собой максимально неестественно. Перекидываются фразами вроде «это я научил тебя такому-то приему» настолько шаблонно, что даже режиссер боится лишний раз поставить их в кадр всех вместе.
Позади сюжетного хлама творится «масштаб» — представьте, что мы написали это слово большими буквами красного цвета. Андреасян развлекается изо всех сил: прибегает к слоу-мо, словно Бондарчук или отсылает к трилогии Нолана. Пока его герои что-то там выясняют в драках со статистами, он между делом сносит Останкинскую башню, взрывает комплекс «Москва-Сити» и в целом устраивает в столице локальный ад. Повсюду видна рука Сарика: персонажи в диалогах не попадают ртом в реплики, а сюжетные фрагменты перемешаны, отчего теряешься в хронологии. Нарисованный медведь с чего-то парит над поверхностью и отбрасывает непропорциональную тень, взрывы, кажется, забыли сделать объемными, из-за чего они видны только на фоне.
«Защитники» — это цирк, устроенный одним режиссером для собственного развлечения, в котором пьяные клоуны бьют истощенных животных на фоне декораций, нарисованных от руки.
Интригу с происхождением главных героев зрителю благополучно разрушают сценаристы. Они сразу показывают зрелых персонажей, которые по какой-то причине минуты за четыре быстренько пересказывают свою историю, как по бумажке; рассказывают зрителю про убитого брата и похороненную дочь, но так быстро и невнятно, что вряд ли вы что-то запомните. Режиссер, по-видимому, уверен, что вместо внятного бэкграунда гораздо важнее показать, как главный злодей корчит рожи, а медведь громко рычит в камеру. В конце они все равно уйдут в закат, а российские спецслужбы обнаружат еще несколько «защитников» — таких же бесхребетных и картонных — только теперь, похоже, на задворках Антарктики.
Из-за накала безумия за историей перестаешь следить после первых 20 минут. Даже героям наплевать что на полуразрушенную Москву, что на какого-то там злодея с детонатором. Они перемещаются в пространстве, то выясняя отношения в городе, то сражаясь с массовкой в Сибири. Несколько боевых сцен выглядят выигрышно на фоне общего наплевательского отношения к материалу, но только в том случае, если вы не смотрели хотя бы сериал «Сорвиголова». В таком же состоянии все остальное: шутки смешные, если не смотрели «Стражей Галактики», а спецэффекты неплохие, если вы 10 лет назад пропустили первого «Железного Человека».
В России и до «Защитников» были картины про супергероев: «Черная молния» копировала по кадрам «Человека-паука», «Супербобровы» удачно выезжали на хорошем юморе, а «Индиго» были просто хромающими «Людьми Икс» про детей. Но все перечисленные старались и привносили что-то новое. Андреасян даже финальную битву покадрово плагиатит у всех сразу.
Зрители простили бы ему попытку создать собственный мир выдуманных супергероев, критики бы поставили лишний балл за старание и новый взгляд на привычный сюжет из комиксов. Андреасян не восстановил себе репутацию тем, что снял очередной фильм про суперлюдей, которым не сказал вообще ничего нового. «Защитники» — плохое кино не из-за бездарных диалогов или просроченных спецэффектов. Это просто кино ни о чем, ни для кого; снятое, чтобы просто быть. Очередная картина Сарика, как говорится, «в портфолио». Спасибо, что всего 100 минут.
«Защитники» в российском прокате с 23 февраля.