Ночью 23 июня стало известно, что американская телесеть HBO не планирует снимать второй сезон сериала «Винил», хотя еще в феврале представители телеканала утверждали обратное. Первый эпизод, разбитый на две части продолжительностью по часу, посмотрели чуть больше одного миллиона человек, что, по меркам HBO, нельзя назвать впечатляющим результатом — «Винил» показал лишь небольшой отрыв от гораздо более дешевого комедийного сериала HBO «Девчонки» (Girls). Иными словами, главная проблема «Винила» состоит в том, что вместо него зрители предпочли смотреть какую-то ерунду (а также бесконечную «Игру престолов», которая тащит на себе весь канал). Несмотря на то, что дебют сериала сопровождался обширной рекламной кампанией, мы допускаем, что ты просто не знал о его существовании, потому что сейчас сериалов стала чертова прорва, и каждый из них сопряжен с навязчивой повсеместной рекламой. Раз уж теперь поделать ничего нельзя, рекомендуем посмотреть хотя бы первый сезон «Винила» — но имей в виду: после него тебя ждет вечность без хороших телешоу о рок-музыке.
Первая и главная причина смотреть «Винил» состоит в следующем: это единственный в своем роде сериал, который рассказывает о том, о чем остальные фильмы про рок-н-ролл почему-то молчат. Да, ты наверняка смотрел «Почти знаменит», «Рок-звезду» и «Школу рока» — но эти картины культивируют заезженную тему рок-романтики, отношений внутри коллективов, секса, наркотиков и веселой рокерской жизни, а «Винил» рассказывает о том, как в период расцвета поп-культуры строился музыкальный бизнес.
Главный герой «Винила» Ричи Финестра проходит через непростой период в жизни собственного музыкального лейбла. Знаменитые и подающие надежды артисты (к последним, согласно хронологии сериала, относятся Led Zeppelin) уходят к другим звукозаписывающим гигантам; компанию сначала хотят купить немцы, потом объединяют с конкурирующей фирмой; фоном разворачивается семейная драма с участием Оливии Уайлд и кокаина.
Рассекая по городу в поисках новых талантов, Финестра случайным образом открывает для себя совершенно новые, еще не успевшие толком оформиться субкультуры. В одной из серий есть сцена, где молодая группа играет панк-рок, но публика, не понимая, какого черта происходит, закидывает коллектив пустыми бутылками, и в зале начинается драка. В другом эпизоде герои обнаруживают, что чернокожие жители бедных кварталов Нью-Йорка, не имея денег на инструменты, новаторски переключаются между несколькими пластинками, собирая таким образом совершенно новую музыку. В обоих случаях ни рядовая публика, ни искушенные самой разной музыкой слушатели, не понимают, что происходит, но дальновидный Финестра понимает, что эти пока еще не понятые обывателями жанры спасут его тонущую компанию.
Естественно, стоит воодушевленно подумать, что сейчас-то сериал начнет показывать нам расцвет коммерческого панк-рока и хип-хопа, как первый сезон обрывается, и продолжение остается лишь додумывать.
Да, помимо прочего, продюсерами «Винила» выступили Мартин Скорсезе и Мик Джаггер — то есть, говорить об аутентичности происходящего можно долго: по словам одного из актеров сериала Рэя Романо, «это самый дорогой мусор, который вы когда-либо видели на экране». Костюмы, автомобили, декорации — все воссоздано с таким трепетом, что сомневаться в достоверности происходящего не приходится, даже наоборот — хочется бегом гуглить прототипы и степень соответствия происходящего состоявшейся реальности 1973 года.
10 серий, блестящий актерский состав и амбиция раскрыть тему музыкальной индустрии начала семидесятых, в самом эпицентре рок-н-ролла и за полгода до взлета панка, рэпа и диско.
Какого черта, разве нужны еще какие-то аргументы?