В 2010-х «Восставший из ада» из легендарной серии хорроров превратился в бюджетный трэш, который невозможно обсуждать на серьёзных щах. Казалось, что серия давно обречена, но тут на сцену выходит внезапный (по крайней мере для меня) перезапуск — с хорошим режиссёром и нормальным бюджетом. И на сей раз у «Восставшего из ада» всё получилось, хоть из ада в фильме никто и не восстаёт!
Структурно новый «Восставший из ада» — это типичный молодёжный слешер
И это главная претензия, которую можно предъявить фильму. Да, структурно — это самый типичный слешер. Есть группа молодых людей, которых сенобиты утаскивают в ад и изощрённо убивают одного за другим.
Фоном же разворачивается типичная для голливудских хорроров «детективная» история. Главная героиня находит ту самую шкатулку Лемаршана, начинает её крутить-вертеть, быстро сталкивается с последствиями и пытается выяснить, что вообще происходит. Она мотается туда-сюда, активно гуглит оккультную дичь, опрашивает людей, которые имели дело со шкатулкой ранее и пытается убедить друзей, что она не сошла с ума. Само собой, до последнего ей никто не верит.
В этом плане «Восставший из ада» не хуже и не лучше других подобных фильмов. Разве что скримеров в нём совсем нет, за что режиссёру огромное спасибо. В остальном же всё по лекалам, но снято и написано качественно.
Но режиссёр «Восставшего из ада» хорошо понимал, что он снимает и не стал превращать сенобитов в обычных «маньяков»
Фильм снял Дэвид Брукнер, режиссёр «Ритуала» и «Дома на другой стороне». Учитывая его фильмографию, хоть пока и скромную, было бы странно ожидать, что он не погрузится в тему и не шагнёт за рамки шаблонного голливудского хоррора.
Сенобиты — это не просто демоны или убийцы. Они — исследователи новых граней наслаждения, боли и ощущений вообще. Они приходят не убивать, а дарить людям те самые новые ощущения, какими бы ужасными они в итоге не оказывались. Поэтому сенобиты не торопятся, не гонятся за жертвой (ну разве что один разок), а спокойно приближаются и преподносят свой жуткий дар. Их появление пугает своей неотвратимостью. Так что в плане мотивации и поведения слуг ада новый «Восставший из ада» следует традициям оригинальных фильмов.
Сама шкатулка в новом «Восставшем из ада» работает иначе
Теперь это не просто головоломка, которую достаточно решить единожды и тем самым открыть ворота в ад. У новой шкатулки Лемаршана несколько последовательных форм. При достижении каждой из них, из устройства внезапно выпрыгивает лезвие — кого оно порежет, за тем сенобиты и придут. Либо за тем, кого жертва предложит вместо себя.
Ну а тот, кто сможет собрать финальную форму шкатулки и останется жив, будет вправе попросить у бога сенобитов один из особых даров. Но, как и положено, дары оказываются не совсем тем, чего люди ожидают — на этом фильм под конец фокусируется особенно сильно. Однако в философию сенобитов их дары вписываются вполне себе логично, так что просто «будьте аккуратнее в своих желаниях». Забавно, что «Оставьте меня в покое и просто дайте мне жить дальше» — это тоже легитимный дар и он считается тяжелейшим. И фильм неплохо объясняет, почему.
Все эти изменения в лоре не испортили «Восставшего из ада», а хорошо освежили. В новой версии сенобиты стали живее, честнее и даже понятнее.
Сердце «Восставшего из ада», как и раньше — сами сенобиты и их извращенная внешность
Фильм во многих аспектах сохраняет интригу и не рассказывает лишнего — будто бы с заделом на продолжение (которого он достоин). Поэтому не стоит ожидать подробной информации о происхождении новых сенобитов или подробного разжёвывания, как устроен их ад и чего хочет их бог. Впрочем, одни глазком взглянуть на ад нам всё же позволяют — это всё ещё жуткий, изменчивый лабиринт, наполненный сливающимися в одно целое страданиями и наслаждениями.
Сенобиты — это своего рода «ангелы ада», поэтому они ужасны и прекрасны одновременно. Их появление каждый раз околдовывает. Есть среди них и знакомые образы вроде Пинхеда или знаменитого «зубастика», а есть и совершенно новые, восхитительно извращённые создания. Почти все сенобиты теперь женщины и в их дизайне выкрученная до перегруза гурятина сочетается с ужасающей извращённостью и сексуальностью. И это, стоит отметить, отлично сочетается с их сутью исследователей новых граней ощущений и наслаждений в частности.
Само собой, на месте и жуткие казни — но не настолько жуткие, чтобы кому-то от них поплохело
В новом «Восставшем из ада» есть и классическое разрывание крюками, и пытки проволокой. Но есть и штуки поинтереснее, о которых я говорить не буду, потому что для такого фильма это спойлеры. Однако ничего совсем уж шокирующего и за гранью (кроме, разве что, восхитительной финальной сцены) фильм не показывает. С детьми такое, конечно, смотреть не стоит, но видевшие «Пилу» или «Хостел» происходящее переварят нормально. Однако это не означает, что насилие в «Восставшем из ада» скучное — наоборот, оно творческое и по-своему красивое.
В последние лет десять франшиза «Восставший из ада» превратилась в лютый трэш, в котором не осталось ни капли величия оригинальных фильмов. Перезапуск не просто оживляет культовую серию, но и аккуратно подгоняет её под современную аудиторию, не ломая изнутри. Местами он даже визуально цитирует оригинальные фильмы. Новый «Восставший из ада» не просто хороший хоррор — это одна из самых творческих частей серии. Ждём продолжения!