В конце марта на Netflix вышел третий сезон сериала «Озарк». Вы наверняка могли слышать это название, даже если не смотрели сам сериал: в какой-то степени его уже можно назвать культовым. Егор Парфененков рассказывает, о чем были первые два сезона и во что эволюционировал «Озарк» в третьем (если коротко: в еще более крутой сериал!).
За три года сериал «Озарк» прошел несколько стадий принятия фанатами. Первый сезон сравнивали с «Во все тяжкие», второй больше походил на «Миллиарды», а вот подобрать аналогию к третьему сложнее. С новым сезоном «Озарк» окончательно выбил себе статус культового ТВ-шоу и забил место в ряду мастодонтов Netflix, встав бок о бок с «Карточным домиком» и «Наркос». И в целом стал уникальным сериалом, который уже ни с чем не сравнить.
Впрочем, «Озарк» изначально задал высокую планку. Выдержанный в холодных тонах, сериал с первого сезона показывал не менее хладнокровную драму о финансах, наркотиках и криминале. Оказавшись под дулом пистолета картеля, Марти Берд (Джейсон Бейтман) выкручивает смекалку на максимум и предлагает невозможное: отмыть для картеля восемь миллионов долларов в Озарке — курортном городке прямо с картинки на помятой брошюре, случайно оказавшейся под рукой в момент казни коллег Берда.
Питчинг прошел успешно и через пару дней Марти с женой Венди (Лора Линни) и двумя детьми-подростками Шарлотт и Джоной едет на побережье под предлогом семейного отдыха. «Озарк» сразу заявляет, что не собирается играть на полутонах и церемониться: уже через пару эпизодов каждый из Бердов узнает о цели поездки, каждый проходит через все стадии принятия (кроме гения финансовой аналитики Марти — он сразу скакнул на последнюю базу) и по итогу так или иначе внесет свою лепту. Да, даже капризная школьница Шарлотт и ее маленький брат Джона.
На протяжении всего первого сезона «Озарк» выстраивал фабулу криминально-финансовой драмы, показывал дуэль между наркобароном и семьянином, параллельно знакомя зрителей с азами бизнес-аналитики. С каждым эпизодом шоу вводило новые переменные: денежная лихорадка впоследствии захватила семью местных беспризорников Лэнгмор, локальную мафию и многолетний бизнес престарелой парочки Снелл, торгующей героином который год.
Второй сезон собрал все переменные в одну формулу и на протяжении десяти серий выстраивал единый механизм по отмыванию денег: через расширение владений, покупку новых бизнесов, налаживание старых контактов и, в конечном счете, — открытие Бердами собственного казино.
Если предыдущие сезоны сплошь были завязаны на банкнотах, цифрах и разборках между мафией, картелем, ФБР и локалами, то третий вышел на совершенно новый, более личный уровень.
«Озарк» всегда уделял время семейным разборкам между Бердами, однако все арки с детьми и женой оказывались побочными — происходили где-то на фоне «глобальных» криминальных событий. Только в третьем сезоне шоу, наконец, решило пошатнуть свой характерный нуарный стиль и выплеснуть все накопленные за двадцать серий эмоции — выплеснуть сильно, трогательно и больно.
Игры с картелем сменились играми на чувствах, шелест банкнот заменили ударами пульса, а Марти и Венди из мужа с женой превратились в профессиональных соперников. Каждый предлагает свой способ вырвать семью из лап картеля — две противоречащие друг другу стратегии, которые не уживаются под одной крышей. В этот раз деньги отходят на второй план и перед нами разворачивают эмоционально-изматывающую драму, которая задевает сильнее всех предыдущих конфликтов с картелем и прочими сугубо бизнес-арками.
Пока «Берд Энтерпрайз» усиливается, Берды как семья трещат по швам. Разлад доходит до абсурда: Венди подкупает семейного психолога перед сеансом, Марти заносит ему же деньги после, и оба просят терапевта склонить супруга в свою сторону. Недомолвки приводят к конфликтам интересов, а оба героя по итогу подрывают доверие как картеля, так и остальных участников криминальной системы.
Черту под всеми семейными арками «Озарка» подводит нововведенный персонаж Бен — страдающий биполярным расстройством родной брат Венди, которому посвящена чуть ли не половина сезона и полностью одна серия — пожалуй, одна из лучших за все тридцать эпизодов шоу.
«Озарк» также продолжает феминизировать сюжет, что только вносит в повествование красок: в первом же эпизоде некогда местная простушка Рут (одно из главных юных ТВ-открытий последних лет Джулия Гарнер) вышвыривает сына босса-мафиози с паром на глазах у всех гостей казино. Сериал с каждым разом делает все больше ставку на женских персонажей: и если изначально всем заправлял Марти, то со второго сезона внимание на себя обратила Венди.
С первого сезона «Озарк» зарекомендовал себя как методичное, перфекционистское, построенное на расчетах шоу, однако рано или поздно цифры должны были замылить глаз. Шоураннеры решили не ждать «поздно», поэтому третий сезон окончательно смещает акцент с легализации денег на личные, интимные сюжеты — что-то человеческое, а не бесконечное замораживание и размораживание банковских счетов и игру в кошки-мышки с федералами и картелем.
На удивление, такая резкая смена приоритетов пошла «Озарку» только на пользу. Сериал стал еще более захватывающим и, что самое главное, он продолжает меняться концептуально — при этом сохраняя свою уже фирменную эстетику.