После событий, произошедших в первом фильме, новоиспеченная команда Стражей Галактики в составе землянина Питера Квилла, зеленокожей воительницы Гаморы, прямолинейного громилы Дракса, генетически модифицированного енота по прозвищу Ракета и человекоподобного теперь уже не дерева, а скорее деревца Грута зарекомендовала себя как отряд сорвиголов, готовых за убедительную плату влезть в самую опасную авантюру. Так продолжалось до тех пор, пока герои не перешли дорогу своим же бывшим работодателям — расе высших существ Суверенов. После неудачной стычки с флотом противника пути Стражей расходятся: пока Ракета и Грут вместе с бывшим лидером космических разбойников Опустошителей расхлебывают последствия бунта на корабле, Квилл, Гамора и Дракс встречают биологического отца Питера — разумную планету Эго, способную принимать человеческий облик.
Можно по-разному относиться к продукции студии Marvel, но с одним спорить сложно: мало кто умеет так продавать своих персонажей, как они. Стражи Галактики в известном нам составе появились на страницах комиксов меньше десяти лет назад, что по меркам индустрии совсем плевый срок. Пока одни рисованные герои ждали своей экранной славы десятилетиями, разношерстная бригада космических хулиганов за какие-то шесть лет перебралась из книжек с картинками в большое кино и молниеносно стала любимцами публики. Рисковая затея обернулась для Marvel очередным успехом, Джеймс Ганн получил пропуск в высшую режиссерскую лигу, задействованные в фильме актеры либо получили, либо укрепили свой звездный статус, а неизбежный сиквел автоматически стал одним из самых ожидаемых фильмов франшизы.
Во время съемок второй части Ганн явно держал под рукой учебник «Как снимать сиквелы». Все получилось в точности, как в песне группы Anacondaz: громче, ярче, крепче. В первую очередь это касается всех персонажей. Помимо того, что ансамбль расширился за счет новых героев, характеры всех старых знакомых получили необходимое развитие. По ходу повествования зритель узнает новые детали из биографии каждого из них, что вместе с действительно работающей «химией» приводит к потрясающим результатам. Кучка фриков, летающих на звездолетах и делающих пиу-пиу из бластеров, не кажется чем-то чужеродным или надуманным — их простыми, но обаятельными историями проникаешься, им удается сопереживать. Они с одинаковым успехом как смешат, так и заставляют грустить. Если три года назад актеры только примеряли на себя новые образы, то теперь они знают, чего от них хочет зритель, и отрываются на всю катушку. Особенно это заметно по присоединившемуся к касту Курту Расселу, кайфующему от своей нынешней востребованности, и Дэйву Батисте, чей Драйкс постепенно отвоевывает у Ракеты звание главного комика дилогии. Ну а «сучок» Грут с огромными, вечно удивленными глазами, кажется, только что нарушил многолетнюю гегемонию Кота из «Шрэка» в номинации «Самый трогательный взгляд».
Кое-где, однако, свои возможности Джеймс Ганн переоценил. Вторые «Стражи» получились на порядок смешнее оригинала, но взята эта планка количеством, а не качеством. Потакая зрителям, режиссер и сценарист выстреливает одну остроту за другой, и некоторые из них, к сожалению, получились откровенно плоскими, да и в плане пошлости (особенно, если считать «Стражей» лентой для семейного просмотра) палка перегнута. Заодно кинокомикс можно упрекнуть в заметно провисающей середине. Ближе к финалу понимаешь, зачем Ганн уделяет столько внимания тем или иным персонажам, отвлекаясь от основной сюжетной линии, но из-за спада динамики можно ненароком и закемарить, особенно если вы пришли на вечерний сеанс.
К заключительному акту градус интереса снова повышается и, на мой взгляд, достигает, что называется, исторического максимума. «Часть 2» проигрывает первому фильму в новизне и пресловутом вау-эффекте, но выигрывает в постановке, юморе и экшне. Фильм переливается как калейдоскоп — перед глазами мелькают диковинные миры и персонажи — один причудливее другого, только что вы смеялись над очередной туалетной шуткой, а следом ваши более сентиментальные соседи по залу кинотеатра шмыгают носами. Если вам и этих аргументов мало, то знайте, что сиквел «Стражей Галактики» — это тот фильм, где в разгар напряженной битвы на экране может появиться гигантский Пакман или Дэвид Хассельхофф в роли Дэвида Хассельхофа.
Вторые «Стражи» не переизобретают жанр, да и опытного зрителя им не удивить. При желании в местном экшне можно найти что-то от прошлогоднего «Стартрека: Бесконечность», «Человека из стали» и даже референсы к «Железному человеку 2». А мотивы и методы главного злодея кому-то могут напомнить об одной из серий «Рика и Морти» (какой именно — не скажем). Но несмотря на намеки на вторичность, лента, будучи чистокровным студийным детищем, радует своей самобытностью. Фильмы Marvel давно уже воспринимаются как высокобюджетный сериал, и до этого момента «Стражи», ввиду своей космической тематики, шли собственным курсом и воспринимались своеобразным филлером. В следующих раз на экране они появятся уже в третьих «Мстителях», и пока непонятно, что из этого получится — сложно предугадать, как в кадре те же Ракета и Грут будут смотреться с Халком и Железным человеком.
Но пока студия доверяет авторскому видению Ганна и не спешит одергивать его за рукав, как в свое время произошло с Эдгаром Райтом, так и не снявшим «Человека-муравья». В своих интервью режиссер любит рассказывать, что уже на стадии написания сценария он знал, какая песня будет играть в той или иной сцене, и саундтрек включался фоном прямо на съемочной площадке, чтобы актеры понимали, в какой тональности должен быть выдержан тот или иной эпизод. Тем более что по сюжету меломан Квилл подсадил на хиты 80-х и остальных членов команды, так что музыка стала для них неотъемлемым элементом. Получается практически космический мюзикл, где центральной темой внезапно оказывается семья, и после его просмотра легкое послевкусие не покидает еще несколько дней, а в голове нон-стопом играет Fleetwood Mac — The Chain.