В небольшом городке где-то в Северной Каролине живет семья Логан. Джимми, хромой простак, работающий строителем (Татум) — в прошлом бывшая школьная футбольная звезда, карьеру которого сломала травма. Его брат Клайд, однорукий тихоня и ветеран Ирака (Драйвер), лихо наливает коктейли в баре и редко общается с посетителями. У них есть сестра-парикмахер Майли (классная Райли Кио), а у Джимми еще и дочка от первого неудачного брака, которая готовится к школьному конкурсу талантов.
На семье Логан, по рассказам местных реднеков, лежит «проклятье» — за что бы кто-то из ее членов не брался, все всегда заканчивается провалом. Джимми, которому в какой-то момент надоедает неприметное существование в глубинке, решается на ограбление. Цель — 100-тысячный стадион «Шарлотт Мотор Спидвей», областная мекка автоспорта, трибуны которой заполняются под завязку каждую гонку. Для проникновения в местное деньгохранилище Логаны нанимают эксперта по взрывчатке Джо Бэнга (Крейг) и его двух братьев-дебилов. Вшестером «банда» отправляется на задание.
Когда несколько лет назад Стивен Содерберг объявил об уходе из большого кино, многие не поняли его мотивы. Усталость — возможно, попытка сменить обстановку — окей. Но ведь Содербергу не было и 50-ти, а на подобные заявления обычно решаются уже совсем пожилые, повидавшие и уставшие от всего режиссеры. Но Содерберг всегда был очень работящим и увлекающимся постановщиком, снимающим по картине (а то и чаще) в год. Поэтому все понимали: несмотря на новости и заявления, он вернется. Столь мощную творческую энергию, которая всегда сочилась из Содерберга, игнорировать или спрятать куда-то так просто невозможно.
Возвращение состоялось спустя всего четыре года. За это время Содерберг успешно поработал на телевидении, сняв грандиозную «Больницу Никербокер», а также спродюсировав телеверсию (тоже отличную) собственной картины «Девушка по вызову». И только потом к нему в руки попал сценарий «Удачи Логана», и так понравился, что он решил поставить его сам. По словам режиссера, он увидел в нем антитезу собственным «11 друзьям Оушена» — анти-гламурный фильм-ограбление про сельских бандитов. И это привлекло его настолько, что передать сценарий кому-то другому он уже не смог.
Если «Друзья Оушена» были нарядной трилогией про холеных, хорошо одетых воров, которые не просто грабили, но проворачивали на экране по-голливудски показательную аферу, действовали изящно и со вкусом, то «Удача Логана» — это более простое, неприхотливое, прямолинейное кино.
Вместо белозубых идеальных Клуни и Питта в костюмах Brioni, два покалеченных жизнью брата-идиота, вместо залитых огнями самых дорогих в мире казино — шумный автодром для гонок Nascar. Да и немного топорный здешний план ограбления, конечно, не чета оушеновскому. Но Содерберг разогревает эту сельскую романтику до нужного градуса, и уже начинаешь не столько поражаться бандитским схемам, сколько смеяться от персонажей, помещенных в разные ситуации. «Удача Логана» — это не столько фигурный фильм-ограбление (хотя и это тоже), сколько довольно смешной анекдот про деревенщину, полный самоиронии и даже позитива.
Но, конечно, не все так просто. Содерберг не просто играет в жанр, он, как и прежде, разбирает его до винтиков, с упоением наслаждаясь каждой, даже самой минимальной деталью. Как и раньше, содерберговского кино — идеал ритма и формы. Но если до ухода из кино, американец обычно пересобирал привычные форматы под себя, то в «Удаче Логана» он более-менее держит себя в руках. Сумасбродства и ощущения издевательского (над зрителем, разумеется) беспорядка, например, как в тех же «12 друзьях Оушена», тут нет, все идет своим чередом. Возможно, кроме ехидного финала, который как бы ставит в конце фильма жирный вопрос — но какой именно, и к чему это все приведет, известно только режиссеру.
И эта определенная творческая сдержанность позволяет из происходящего в «Удаче Логана» выжать хоть какую-то стройную и логичную мысль (что не всегда удавалось сделать с прошлыми фильмами Содерберга). Эта потертая, чумазая и немного шероховатая картина в конечном счете оказывается, в общем фильмом про, чуть извращенную, но все же американскую мечту. Уточнение лишь в том, что деньги и удачно завершенная операция для братьев Логан цели равнозначные — они не только хотят стать богаче, но и доказать себе и окружающим, что еще не спустили свою жизнь в унитаз.
Содерберг, возможно, самый интеллектуальный режиссер американского современного кино, был всегда умнее и тоньше, чем публика, которая смотрит его фильмы. Наверное, поэтому он всегда в своих фильмах занимает особую позицию и управляет, как опытный кукловод, всем механизмом кинопроизводства со стороны. Эта режиссерская холодность — главная причина, почему ни одна его картина (кроме тех самых Оушенов) по-настоящему не взрывала коммерческий прокат и не стала классикой — ни супермощный дебют «Секс, ложь и видео», победивший в Каннах, ни обласканные «Оскарами» «Траффик» и «Эрин Брокович». Ни говоря уж о ремейке «Соляриса» (кто еще мог на такое решиться?), страшном и трогательном фильме «Пузырь» про кукольную фабрику или почти пятичасовом эпос «Че» про понятно какого революционера. Наверное, это когда-то это изменится и всего Содерберга будут проходит в университете, но вряд ли это произойдет так скоро.
«Удача Логана» тоже вряд ли станет народным фильмом. И вряд ли попадет в списки лучших по итогам 2017 года. Как всегда у Содерберга, она сделана слишком с холодным носом и чуть сложнее, чем ожидает массовый зритель от комедии про ограбление. Но при этом, для самого режиссера — это светлое, легкое и очень забавное кино, какое Содерберг давно не снимал. Видимо, соскучился все-таки в своем телевизоре по настоящей работе. Мы, что греха таить, тоже скучали.