18 октября в прокат выходит очередная часть «Хэллоуина» — франшизы, которая изменила облик фильмов ужасов и обессмертила имя режиссера Джона Карпентера. «Отвратительные мужики» уже посмотрели фильм и могут смело рекомендовать его не только фанатам Джейми Ли Кертис или Майкла Майерса, но и всем, кто любит хоррор.
Сорок лет назад в ночь Хэллоуина маньяк Майкл Майерс устроил серию убийств в городке Хэддонфилд и попал за решетку, где быстро стал живой легендой. Лори Строуд, которой посчастливилось выжить во время нападения Майерса, за прошедшие десятилетия так и не оправилась от встречи с ним и всю свою жизнь выстроила в ожидании новой встречи с безмолвным убийцей. Разумеется, Лори ждет не зря: однажды ночью Майкл сбегает и в канун Хэллоуина вновь объявляется в Хэддонфилде, оставляя за собой кровавый след. Но на этот раз его главная жертва готова к схватке и сделает все, чтобы их вторая встреча оказалась последней.
«Хэллоуин» — франшиза с тяжелой судьбой. Хотя в ней насчитывается не меньше восьми частей (плюс еще два фильма за авторством Роба Зомби), почти все они выходили в очень разное время, и не образуют сколько-нибудь цельного нарратива. Создатели нового фильма решили не развивать какую-либо из прошлых сюжетных линий, а поступили намного более радикально — сделали новую часть прямым и единственным сиквелом той самой первой части, вышедшей в 1978-м.
При этом, конечно, сценаристы щедро разбросали по фильму отсылки (часто почти незаметные никому, кроме фанатов) едва ли не ко всем прошлым частям, хотя они вписаны в повествование довольно органично, и не выглядят, за редким исключением, попыткой подмигнуть тем, кто в теме. Режиссер Дэвид Гордон Грин («Ананасовый экспресс: сижу курю», «Храбрые перцем») вообще снимал новый «Хэллоуин» в очень традиционном ключе, без часто применяемых модных фишек типа дрожащей камеры или повсеместного клипового монтажа, не позволяющих толком разглядеть, что же происходит на экране. Но если форма подачи материала достаточно консервативна, то по содержанию фильм современный и даже в чем-то драматический.
Это обстоятельство стоит отметить особо. В отличие от подавляющего большинства прошлых частей, новый «Хэллоуин» центрирован не на личности Майкла Майерса или том кровавом беспределе, который он творит (хотя с последним все в порядке), а на Лори Строуд и ее семье, много лет жившей в тени Майерса. В фильме тщательно показаны их взаимоотношения, и именно эти персонажи получились наиболее интересными — в первую очередь, конечно, речь идет о роли Джейми Ли Кертис, которая словно никогда и не выходила из образа.
При этом в семейную драму фильм не превращается никогда, поскольку на экране регулярно появляется Майкл Майерс со своим любимым кухонным ножом. Надо сказать, что Грин снимает по олдскулу не только в смысле монтажа или операторской работы, но и в плане смертей: людей убивают направо и налево, не стесняясь крови и раздавленных голов. Более того, пара-тройка персонажей вообще вводятся исключительно для того, чтобы в той же самой сцене погибнуть, как в старые добрые 1980-е.
Правда, не все настолько хорошо, как могло бы показаться. Во-первых, комедийное прошлое Грина порой дает о себе знать в довольно неожиданных местах. Пара копов, рассуждающая о пончиках, когда по городу бродит психопат-убийца, выглядит не очень в тему, и таких моментов можно вспомнить немало. Во-вторых, сценарий носит в себе следы переработок, из-за чего линии некоторых персонажей просто выброшены за борт, что оставляет неприятное впечатление. Наконец, в-третьих, несколько раз Майкл Майерс ведет себя довольно странно для беспощадного убийцы-потрошителя, оставляя в живых тех, кого он, по логике, мог бы с легкостью превратить в фарш.
Но — и это главное, что следует помнить — в целом атмосфера подступающего страха и резни выдержана здесь в полной мере благодаря грамотному сочетанию музыки (к созданию которой вновь причастен сам Карпентер), стилистически единой картинки и сценария, который при всех шероховатостях отлично показывает последнюю дуэль между воплощением зла и его жертвой. Дуэль, которая должна закончиться здесь и сейчас, в тот же самый октябрьский день, что и сорок лет назад. Перед нами, пожалуй, один из лучших фильмов во франшизе, способный как закрыть ее до очередной перезагрузки, так и придать ей новое направление.