На днях стало известно про фильм, где Николас Кейдж сыграет самого себя. По сюжету картины «Невыносимый вес огромного таланта», актер отчаянно пытается получить роль у Тарантино, но вместо этого оказывается на дне рождения мексиканского наркобарона. В фильме ожидаются отсылки к прошлым работам Кейджа, да и к его карьере в целом.
Стоит признать, что Кейдж идеально подходит на такую роль: за последние годы он снялся в таком количестве странного и откровенно плохого кино, что мы забыли, как он велик. Надеемся, новое кино всем про это напомнит. А пока сами вспоминаем наши любимые фильмы с ним — среди них, кстати, есть не только старье.
«Птаха» (1985)
С этого фильма началось мое знакомство с крутейшим режиссером Аланом Паркером, и так получилось, что там же еще оказался молодой Николас Кейдж — и он был хорош. Это история дружбы двух парней — красавчика Эла (Кейдж) и тихони по кличке Птаха, который хотел научиться летать: претворением этой наивной мечты в жизнь два друга и занимались, пока не настало время послужить во Вьетнаме.
Война оставила глубокий отпечаток в жизни обоих — Эл перестал быть красавчиком, а мечта Птахи превратилась в манию — но дружба между ними еще жива. Невероятно душевное кино.
Стас Ломакин
«Поцелуй вампира» (1988)
«Поцелуй вампира» — самый эксцентричный, а потому больше всего разошедшийся на мемы фильм Кейджа. Это концентрированная кейджевщина, полный сюр, построенный исключительно на игре одного человека.
По сюжету главного героя кусает женщина-вамп, отчего он сходит с ума (или превращается в вампира, но это одно и то же). Собственно говоря, вот и вся канва, больше в фильме ничего нет. Просто Николас Кейдж, делающий то, ради чего его исторгли врата ада: буйство, кривляние, безумие, дикие рожи и вопли. В момент, когда герой Кейджа минут пять бредет по городу и просто орет: «I’m a vampire! I’m a vampire! I’m a vampire!» становится по-настоящему жутко: становится ясно, что в конце 80-х он действительно был на грани. Возможно, если бы не отдушина в виде этого фильма, он бы устроил стрельбу в торговом центре, или еще что-нибудь похуже.
Владимир Бровин
«Дикие сердцем», 1990
Дэвид Линч снял кино, где главную роль играет Николас Кейдж. Что вам еще нужно для того, чтобы посмотреть этот фильм? «Дикие сердцем» — это история из Чистилища, парад психопатов, в котором Кейдж — самый вменяемый. Просто проникнитесь этой концепцией, она даже безумнее, чем Кейдж, который играет Кейджа.
В центре сюжета влюбленная пара, которая пытается бежать от гнева матери, проваливаясь в гипнагогический кошмар. Остальное пересказать сложно, потому что это Линч. Но вас обмакнут в салат из психоза и шизофрении, тошнотворно залитый соусом свободы, которая возможна только на американском хайвее. Должно отлично зайти после «Мэнди».
Владимир Бровин
«Покидая Лас-Вегас» (1995)
Сейчас мало кто знает и помнит, что вообще-то у Николаса Кейджа есть актерский «Оскар» — за совершенно пронзительную роль в драме Майкла Фиггиса «Покидая Лас-Вегас». Он играет сценариста, который из-за проблем в личной жизни и на работе, а также алкоголизма, решает переехать в Лас-Вегас, где знакомится с уличной проституткой.
«Покидая Лас-Вегас» — это трагическая, грустная и местами невыносимо прекрасная история о том, как встретились два одиночества, два человека на краю обрыва, жизни, существования. Сегодня над Кейджем принято больше издеваться или посмеиваться, но в середине 90-х он был одним из лучших актеров на планете, и картина Фиггиса легко вас в этом убедит.
Андрей Загудаев
«Воздушная тюрьма» (1997)
Не просто фильм, а собирательный образ боевиков девяностых! Кейдж здесь не бесится и не кривляется, он отыгрывает крутого парня, который самоотверженно разруливает непростую ситуацию. И он в таком образе смотрится даже круче Брюса Уиллиса или Сильвестра Сталлоне — и пафосом заряжает как надо, и смешит.
Персонаж Кейджа — Кэмерон По — национальный герой и пример для подражания. Семьянин из глубинки, бывший рейнджер и примерный гражданин, на восемь лет, попавший в тюрьму по нелепой случайности. И надо ж ему в день освобождения оказаться в полицейском самолете, который захватывает толпа психов с пожизненными сроками.
По не бросает друзей в беде. Рискует своей жизнью ради других. Умело подстраивается под ситуацию, легко притворяясь своим среди отморозков, когда надо. А ведет его светлая мечта — вернуться к жене домой и подарить своей дочке плюшевого кролика, о котором он заботится больше, чем о себе. Уморительно серьезный Кейдж, холодно произносящий: «Put the bunny back in the box» чересчур любопытному бандиту— настоящая классика боевиков. Хотя и других запоминающихся фразочек в фильме много, на цитаты его разбирать одно удовольствие!
«Воздушная тюрьма» при всей своей наивности и деревянной игре Кейджа (которая в таком жанре даже к месту) — отличное развлекательное кино. Это напряженная и даже непредсказуемая история, которая к финалу взрывается набором мощнейших экшен-сцен. Да и персонажи максимально яркие, особенно хитрый главный злодей в исполнении Джона Малковича и поехавший, пугающе проницательный серийный убийца, сыгранный Стивом Бушеми – идеальная для него роль.
Денис Майоров
«Без лица» (1997)
Когда-то режиссер Джон Ву снимал суперпопулярные боевики: от «Круто сваренных» до «Миссия невыполнима 2». Он уже давно вернулся работать в родной Китай, и многие переживают, что Ву больше не сделает для Голливуда ничего интересного. Я же считаю, что он уже снял один из лучших боевиков всех времен и народов — фильм «Без лица» с Николасом Кейджем и Джоном Траволтой в главных ролях. После этого шедевра Джон Ву может со спокойной душой отправляться на покой.
«Без лица» — отличный боевик не только из-за крутого экшена. В его основе лежит довольно странный, но интересный концепт: в этом фильме Кейдж играет Траволту, а Траволта — Кейджа. Два частенько переигрывающих актера должны изображать друг друга таким образом, чтобы зритель не только поверил в происходящее на экране, но и не обмочил при этом штаны от смеха из-за их безумных ужимок. В некоторых сценах это вообще доходит до абсурда: когда в фильме Траволта с лицом Кейджа попадает в засекреченную тюрьму, он пытается «сыграть» Кейджа так, чтобы у его брата не осталось сомнений в том, что это именно он. Но это в кино.
За кадром это актер Николас Кейдж, который играет Траволту, который пытается изображать героя Кейджа — то есть Николас Кейдж пытается сыграть Николаса Кейджа, изображая припадочного маньяка. Если это для него не идеальная роль, то я умываю руки.
Владимир Самойлов
«Пророк» (2007)
«Пророк» в свое время провалился в прокате — фильм довольно скучный, невзирая на то, что в нем есть Николас Кейдж, который видит будущее на две минуты вперед. В качестве основы для этой картины был взят рассказ Филипа Дика «Золотой человек», в котором речь шла о мутанте с даром предвидения. Рассказ небольшой, ситуация, как это часто бывает в произведениях Дика, скорее напоминает некое сновидение с интересной концепцией. Как в этом увидели блокбастер с Николасом Кейджем — я до сих пор не могу понять.
Единственным объяснением может быть то, что Кейдж на самом деле может заглядывать в будущее, и это вовсе не художественный фильм, а документалка о его жизни и трудностях, которые актер испытывает в привычном для нас пространственно-временном континууме.
Владимир Самойлов
«Плохой лейтенант» (2009)
Есть два великих фильма про коррумпированных полицейских, и оба называются «Плохой лейтенант». Первый в 1992 году снял Абель Феррара, а лейтенанта играл Харви Кейтель. Второй в 2009 году снял Вернер Херцог, а полицейским был Николас Кейдж. Как так вышло и зачем Херцог вообще полез в голливудское жанровое кино — это отдельная история, но получилось просто блестяще — а такого Кейджа вы наверняка никогда не видели.
Лейтенант Макдонах в его исполнении на первых минутах фильма оригинальным образом спасает преступника от смерти; по ходу картины принимает все наркотики, до каких только дотягивается (мол, спина болит!), творит полный беспредел под видом полицейского правосудия и при этом остается весьма обаятельным ублюдком. Кажется, последняя великая роль Кейджа, но не оставляю надежды, что не самая последняя.
Стас Ломакин
«Мэнди» (2018)
Одна из лучших ролей в карьере Кейджа. Наконец-то его безумные ужимки не только пришлись к месту, но и заиграли новыми красками. В «Мэнди» Кейдж натурально пугает, никогда еще он не был настолько диким.
Это довольно странный фильм. Глубоко концептуальный — похожий на смесь «Суспирии», «Восставшего из Ада», мрачной супергероики и трэш-боевиков восьмидесятых. В нем перемещалось вообще все: философия, религия, сатанизм, язычество, культы, «фестивальность» и зрелищность. И все это с каким-то пронизывающим синтвейв-вайбом. Только представьте, в одном фильме можно и долгие метафоричные монологи послушать, и на драку бензопилами посмотреть!
«Мэнди» — невероятно красивое кино, которое по-настоящему приятно смотреть. Режиссура, операторская работа, цветокоррекция и сочетание картинки и звука — на высочайшем уровне. Почти каждая секунда фильма — великлепный кадр, которым можно любоваться отдельно. Ну а кроме этого в нем есть отвратительное гротескное насилие, много насилия и еще больше психоделики. До «Мэнди» я и представить не мог, что все это можно так гармонично совместить. Да хоть как-то совместить, чего уж там.
Герой Кейджа в «Мэнди» мстит. Он делает это молча, цинично, наслаждаясь процессом и потихоньку теряя себя. Один из самых запоминающихся пиков фильма — Кейдж, спокойно закуривающий сигарету от отрубленной горящей головы. Половину фильма он покрыт запекшийся кровью с ног до головы, пучит глаза и безумно улыбается в камеру. Жуткий фильм — жуткий Кейдж. Детали сюжета я не раскрываю намеренно — надеюсь, что вы заинтересуетесь и все увидите сами, если еще не успели!
Денис Майоров