11 октября в российский прокат выходит «Мэнди» — визионерский хоррор с Николасом Кейджем в главной роли. Рассказываем, почему на этот фильм стоит сходить всем, кто интересуется нестандартным подходом к фильмам ужасов, и даже тем, кто редко посещает подобное кино вообще.
Рэд Миллер (Кейдж) — нелюдимый лесоруб, живущий вместе с Мэнди (Андреа Райзборо) в уединенном домике на берегу озера. Их спокойной жизни приходит конец, когда орудующая в местных лесах секта во главе с харизматичным проповедником Иеремией (Лайнас Роуч) вламывается к ним в дом, и предает Мэнди ритуальному сожжению. Рэд, едва не погибнув, спасается из лап сектантов, и теперь в его жизни есть лишь одна всепоглощающая цель: месть тем, кто отнял у него самого близкого человека.
Прежде чем начать разговор об этом фильме, стоит немного рассказать о режиссере, поскольку сам он — личность не то чтобы очень заурядная. Панос Косматос — сын известного режиссера Джорджа Пана Косматоса, автора таких знаковых боевиков 1980-х как «Кобра» и «Рэмбо 2», а его матерью была Бригитта Льилберг, шведский скульптор. Взросление в такой семье, несомненно, наложило глубокий отпечаток на всю его последующую работу (об этом чуть позже).
В 2010 Косматос снял свой первый фильм — артхаусный хоррор «За пределами черной радуги», где уже просматриваются элементы стиля, присущие «Мэнди», хотя и не в полном объеме. Свой второй фильм Косматос выпустил только через 8 лет, и это время для режиссера не прошло даром.
«Мэнди», прежде всего, — безумно красивый фильм, в своей визуальной роскоши напоминающий ожившую картину. Здесь почти всегда на экране яркие, кричащие и сочные цвета, и редкий кадр обходится без каких-либо фильтров, передающих нужное настроение. За счет этого немедленно возникает ощущение психоделического восприятия. И по мере развития сюжета оно лишь возрастает.
В любой сцене есть кадр (и часто не один) который хочется остановить, распечатать и повесить на стену. Даже самые банальные эпизоды, вроде прохода по лесной дороге, здесь сняты так, словно происходит Апокалипсис. Эти религиозные ассоциации усиливаются за счет самих сектантов, а также связанной с ними банды байкеров, которые намеренно сняты так, словно приехали прямо со съемок «Восставшего из ада».
Кстати, о фильмах. «Мэнди» — это еще и сферический восьмидесятнический хоррор в вакууме. Только отсылает он (в отличие, например, от «Крика») не к слэшэрам, а к грайндхаус-кинематографу: малобюджетным и очень кровавым фильмам, которые часто крутили парами, чтобы окупить крошечный бюджет.
Конечно, знатоки сразу оценят и приветы какой-нибудь «Техасской резне бензопилой», и камео Билла Дюка (один из соратников Арнольда Шварценеггера в «Хищнике»), но главное в этом фильме — не сами отсылки, а безупречно переданная атмосфера нарастающей психоделии.
Здесь нужно отдельно сказать про актерскую игру. В фильме очень мало действующих лиц, и еще меньше ролей больше чем с парочкой реплик. Но, вне всяких сомнений, Николас Кейдж здесь выдает свою лучшую работу за последние лет восемь, если не восемнадцать. Да, над ним давно принято смеяться за (не)умение выбирать роли (вспомните, в скольких однодневках он снимается не то что в год, а в сезон — и вы меня поймете), но здесь он блистает как бриллиант в оправе короля.
Весь фильм держится на его трансформации из спокойного, уверенного в своей жизни работяги в безжалостного психопата-убийцу, орудующего топором и бензопилой. Наблюдать за этим переходом — отдельное удовольствие, и без Кейджа кино потеряло бы по меньшей мере половину своего фирменного безумия.
Но, и это тоже следует знать до просмотра, не ждите от фильма игры по привычным правилам. Вряд ли всем понравится затянутая первая треть, где практически ничего не происходит, и к середине кто-то может заскучать. Не всем придется по вкусу серьезность, порой доходящая до точки абсурда. Но если вам хочется посмотреть на нестандартный, яркий, в полном смысле слова авторский хоррор, это кино однозначно для вас.
«Мэнди» в российском прокате с 11 октября 2018 года.