21 июля в российский прокат выходит триллер «Темные очки» — новый фильм Дарио Ардженто, снятый им после десятилетнего перерыва. О том, насколько удачным вышел камбэк легендарного режиссера, рассказывает наш эксперт по хоррорам Дмитрий Соколов.
В городе появляется маньяк, убивающий проституток. Очередной его жертвой должна была стать Диана, элитная «девушка по вызову».
Однако во время автомобильной погони происходит авария, и в суматохе маньяку удается скрыться. Диана в тяжелом состоянии попадает в больницу. Придя в себя, девушка с ужасом обнаруживает, что ослепла, но на этом плохие новости не кончаются: убийца по-прежнему рядом и жаждет закончить начатое. Пока полиция бездействует, утопая в бюрократической рутине, Диана объединяется с еще одним выжившим в автокатастрофе, маленьким мальчиком из Гонконга, чтобы вместе с ним выследить и остановить маньяка.
Дарио Ардженто известен как важнейший представитель итальянской школы хоррора, достигшей пика своего развития в 1970-х. Почти все ключевые работы Ардженто — «Суспирия», «Преисподняя», «Кроваво-красное» — относятся к этому периоду, составляя золотой фонд джалло. И в первую очередь «Темные очки» напоминают классические фильмы Ардженто, вроде «Кошки о девяти хвостах»: здесь сюжет тоже крутится вокруг ребенка и взрослого, расследующих цепь жутких убийств. Сценарий неплохо обыгрывает слепоту главной героини и постоянно ставит ее в тревожные (а потом и крайне опасные) ситуации. Наличие рядом с Дианой мальчика-проводника при этом не снижает, а скорее повышает градус напряжения, поскольку маньяк угрожает двум людям, которым нелегко добиться слаженности в действиях.
Кстати, о маньяке. В отличие от классических джалло, здесь личность злодея раскрывается где-то в последней трети фильма, и угадать ее не составит особого труда. А вот мотивация маньяка многим покажется нелепой, хотя она вполне укладывается в логику действий психопата с задетым самолюбием. Но главное, что хочется отметить, так это сцены смертей: убийства получились смачные, выдержанные в лучших традициях европейского эксплотейшна.
Кровь хлещет рекой, лезвия и удавки пронзают плоть, а последнее убийство в фильме выполнено с особой жестокостью — для которой, разумеется, есть серьезные причины.
Сопровождаются эти сцены энергичным и зловещим синти-саундтреком от французского музыканта Арно Реботини. Так что по части старого доброго ультранасилия в «Темных очках» все в порядке.
Проблема, однако, в том, что для фильма Ардженто здесь на удивление мало фирменного стиля. Не стоит ждать вычурной операторской работы, врезающегося в память монтажа или же обилия красивых интерьеров и костюмов. В этом смысле «Темные очки» — не самый удачный трибьют джалло-фильмам, известным в первую очередь благодаря выверенной стилистике, сочетающей эротизм, саспенс и яркий визуальный ряд. Да, в паре-тройке сцен использованы любопытные переходы или ракурсы, но в общем и целом сняты «Темные очки», что называется, на одной ноте. Это наиболее серьезный недостаток фильма, по сравнению с которым сценарные пробелы (присущие и многим лучшим образцам джалло) несущественны.
И все же провалом фильм назвать нельзя, хотя бы из-за того, что высокая динамика событий удерживает внимание, а кровавые убийства навевают воспоминания о золотых днях еврохоррора.