14 марта — день числа Пи, и существуют люди, которые в это время натурально сходят с ума — пекут пироги с «3.14», одевают детей в свитера с вышитым «π», устраивают тематические вечеринки и прочее. Мы не настолько безумны, но все равно не упускаем лучший в году повод пересмотреть фильм «Пи» Дарена Аронофски. Тем более, обсуждать этот черно-белый киберпанк про хасидов с пейсами едва ли не интереснее, чем наблюдать за сюжетными поворотами.
«Пи» — это лучшее и, возможно, единственное кино, полностью посвященное алхимику и тяготам алхимического ремесла. То, что все происходит в Нью-Йорке 90-х и вертится вокруг математики, сверхмощного чипа и числа Фибоначчи, сбивает с толку лишь после первого, (максимум, второго) просмотра. Реторты и перегонный куб заменил компьютер «Евклид», а вместо седовласого старца в колпаке героем оказался параноидальный математик-еврей Марк Коэн. Но суть осталась той же. Поверить в то, что сейчас на наших глазах ему удастся вычислить универсальный код Вселенной так же легко, как средневековому крестьянину спалить дотла башню с изобретателем пороха.
Математик Марк Коэн живет в нуарном Нью-Йорке и принес всю свою жизнь в жертву числам. Он заперся от мира, невротичен, параноидален и стремительно теряет связь с реальностью. В своей квартире он собрал компьютер «Евклид» и занимается на ним тем, что можно интерпретировать как попытку превратить свинец в золото. Марк изучает поведение фондовой биржи и пытается предсказать его, используя теорию чисел. Попутно, как и полагается маниакально зацикленному ученому, он настолько сливается со своей работой, что начинает повсюду видеть проявление математики. Спирали Фибоначчи преследуют его словно в бэдтрипе, а люди вызывают тягостное уныние, поскольку плохо поддаются математическому анализу, да и просто слишком тупы для него.
Все меняется, когда в жизни Коэна появляется некое 216-значное число. И вот здесь кончается психологическая драма про непонятого гения и начинаются киберпанк, нуар и параноидальный психоделический триллер. Марк оказывается втянут в интриги, которые не способен понять даже своим гениальным умом. Точнее, наоборот: его гениальный ум мешает ему сразу понять устремления других героев, потому что те слишком приземлены и вульгарны или, напротив, фанатичны.
Марк Коэн попадает между молотом и наковальней. С одной стороны, найденное им число привлекает акул с Уолл-стрит, чувствующих наживу за сотню миль. С другой — совершенно неадекватных, хотя по-своему обаятельных хасидов, угоревших по Каббале и видящих в находке Коэна ключ к пониманию Торы. Однако «Пи» — это не тот триллер, где герой бросается в бега и начинает скрываться от преследователей в нуарном мегаполисе. Настоящая проблема и ужасающий кошмар математика — его находка. На фоне того, что она открывает, даже угроза жизни и рассудку кажется просто несущественной. В последний раз многозначное число, записанное на бумаге, выглядело для вас настолько же тревожным разве что на ЕГЭ.
Доступ к несметным богатствам биржи оказывается мелочью, способной увлечь только профанов. Мы-то с вами понимаем, что способность философского камня превращать неблагородные металлы в золото — всего лишь приятный бонус к настоящей власти. Марк Коэн неожиданно для себя совершает то, что средневековые алхимики называли «великим деланием» и оказывается совершенно не готов к этому. Найденное им 216-значное число — своего рода тайный нерв, опутывающий всю Вселенную. Крайне предсказуемо, что Коэн такого знания не выдерживает и резко кончает со всем разом. Но делает он это настолько обескураживающим и неожиданным образом, что это невозможно назвать спойлером.
Многих может оттолкнуть нарочитая артхаусность фильма, который словно кричит о том, что создан для тренировок в поиске глубинного смысла. В действительности, «Пи» — тот сорт хорошего кино, который многое оставляет на усмотрение зрителя. Кто-то увидит здесь крутой триллер с элементами киберпанка, кто-то — психологическую драму о социофобии, кто-то — перегруженную метафорами историю о метафизике, а иным он и вовсе покажется едва ли не трагикомедией про «евреев, которые опять перемудрили». И, что характерно, все они, в какой-то мере, будут правы.
Чтобы понять фильм «Пи», его необязательно смотреть именно 3.14 раза, но это выглядит как прекрасный тематический челлендж.