3 марта в продажу поступила консоль Nintendo Switch, а вместе с ней — новая приключенческая игра древнейшей серии The Legend of Zelda. Switch — гибридная консоль: ее можно привычно подключить к телевизору либо использовать в портативном режиме, играя во все те же игры, развалившись в кровати и не занимая большой экран, если по нему идет какой-нибудь важный для других членов семьи мультсериал. Я играю в новую «Зельду» с самого первого дня и за минувшее время подключал Switch к большому экрану всего пару раз — чтобы показать домашним, что у меня теперь есть. Во всех остальных случаях игра в Breath of the Wild выглядит так: я лежу на диване, держу перед собой консоль, никому не мешаю, при необходимости передвигаюсь из комнаты в комнату и использую док-станцию только в качестве зарядного устройства. Один коллега вышел на совершенно новый уровень: вытащив специальную подножку, он устанавливает экран себе на пузо и даже не соединяет джой-коны (так здесь называются автономные половинки геймпада) специальным грипом — валяется, раскинув руки как вздумается, и играет в максимально расслабленном режиме.
Накануне выхода Switch наш друг Андрей Подшибякин сформулировал закономерный тезис: кому адресована это устройство, если у глубоко интересующихся играми людей на телевизорах давно заняты все HDMI-порты, а вдумчиво играть в портативном режиме — это куда и на чем надо столько времени ехать? — особенно если вы на личном транспорте. Все эти вопросы отпали, как только Switch оказался у меня дома. Во многом благодаря выбранному Nintendo формату Zelda — главная игра для новой консоли — подвергла список моих игровых приоритетов драматической ревизии. Для понимания, сейчас меня волнуют ровно три игры: Breath of the Wild, Torment: Tides of Numenera и Horizon: Zero Dawn. Но в силу удобного интерфейса Switch до остальных игр мне уже которую неделю нет никакого дела: не нужно узурпировать власть на телевизором, подключать консоль, садиться к экрану или водружать на колени кипяченый ноутбук, не говоря о заседаниях перед стационарным ПК. Когда угодно, где угодно, в любой позе, с телевизором или без него — дуэт Switch и Zelda — это приключение, которое всегда на низком старте. Если в вашей жизни есть диван, то найдется место и для Nintendo Switch с Breath of the Wild на борту.
Ах да, новая «Зельда» есть и на предыдущей системе Nintendo — Wii U, но у меня нет Wii U, поэтому какая разница.
Публика, по тем или иным причинам сторонящаяся продуктов Nintendo, негодует: почему, спрашивается вы играете в эту мультяшную белиберду, когда вон на PlayStation 4 есть Horizon со всеми атрибутами современного блокбастера: фотореализм, дорого-богато и прочее, прочее. Успокойтесь, мой опыт общения с Nintendo не богаче вашего: из всех их консолей дольше всего я держал в руках NES сто лет назад, а затем Wii U (недолго), не играл ни в одну часть Zelda и чувствую себя прекрасно.
Что касается Horizon, то… Помимо перечисленных выше причин, конкретно мне в определенный момент захотелось чего-то совершенного нового и иного. Глянцевый авангард масс-маркета за минувшие со старта PS4 и Xbox One годы порядочно утомил. А новая «Зельда», ко всему прочему, оказалась настолько увлекательной, внимательной к мелочам и веселой, что сравнивать ее и Horizon — пустое. Оставьте это фанатам PS4, которые любят доказывать окружающим, что из-за их эксклюзивов они становятся лучше всех остальных людей. Это игры разного порядка. Бросьте смотреть сравнительные видео о том, что вот в Horizon нельзя косить мечом траву — там вся игра вообще не про это.
В Zelda во главе всего не графика или сюжет, а система — в этом смысле правильнее ставить ее в один ряд с Shadow of Mordor или, в крайнем случае, Metal Gear Solid 5. В самом грубом сравнении ее можно охарактеризовать как Skyrim, в котором все работает, и все имеет значение. Ветер дует, и подожженная стрелой трава может запросто накрыть пожаром вражеский лагерь; в горах холодно, и можно замерзнуть, а быструю речку можно и не переплыть — сносит течением и заканчивается выносливость, а затем — смерть. Смерть вообще повсюду: полез на гору в дождь — поскользнулся, упал, разбился; взобрался на вулкан — сварился на месте; нырнул за сундуком в горное озеро — замерз нахер. Но рука об руку с ней всегда идет веселье — достаточно включить фантазию. Например, прицепить на только что срубленное дерево специальные рыбьи пузыри и летать на этом полене, расстреливая бродящих внизу уродов электрическими стрелами.
Все это открывается, когда начинаешь играть, и никакие интернет-споры к истине вас не приведут — оставьте тех, кто настроен категорично, в покое, прилягте поудобнее и окунитесь в самое завораживающее приключение этой весны. Забегая вперед, скажу следующее: Breath of the Wild однозначно попадет в тройку лучших игр 2017 года по версии меня. Как недавно заметили читатели, скажи кто-нибудь лет пять назад, что Сальников будет в восторге от «Зельды», а Зуев станет заранее ругать Mass Effect, окрестили бы душевнобольным.
Миниатюрный герой Линк просыпается в гробнице после ста лет анабиоза. За время его отсутствия демон Ганон победил силы добра, навел беспорядок в королевстве Хайрул и рассредоточил по всей его территории свои вооруженные силы. Где-то далеко, в замке, который виднеется на горизонте, очаровательная принцесса Зельда уже век бьется с демоном в одно лицо, отчаянно призывая спасителя с того света на помощь. Ну что ж, век ждала, и еще столько же подождет — у героя есть дела поинтереснее.
Например, досуг с другими женщинами. Вот эта милая дама размером с коттедж живет в гигантском инжире и заботится о гардеробе Линка. К ней нужно прийти, если захотелось обновить вещички: ценой нескольких внутренних органов различных чудовищ они готова прокачать штаны, сорочку и шапку героя до люкс-уровня.
Или вечеринки с грибами. Танцующий под маракасы боровик — лучший друг жадин, которым не хватает места в инвентаре. Формально Breath of the Wild можно было бы отнести к жанру RPG/Adventure, но развития героя в классическом понимании в этой игре нет. Линк не получает «опыт» за истребление монстров или выполнение заданий.
Чтобы увеличить объем здоровья, выносливости, расширить место в рюкзаке, нужно искать специальные предметы, причем разные для разных направлений развития. К примеру, чтобы сделать сумку вместительнее, нужно искать специальных идиотских добряков — короков, которые прячутся под камнями, в деревьях и высокой траве. Их мало.
А чтобы увеличить количество «сердечек», нужно проходить испытания в святилищах. Как правило, святилища хорошо видно издалека, но бывает так, что узнать о существовании очередного мавзолея можно только с помощью локатора — потому что вход скрыт, например, водопадом. За две недели игры мне не попалось ни одного повторяющегося испытания. В этом смысле Breath of the Wild избавлена от всех болячек игр в открытом мире с их типовой застройкой окружения.
В святилищах нет монстров, но иногда кажется, что лучше бы они там были: вместо битв предлагается решать головоломки, порой не самые тривиальные. Иногда маленькие, иногда крупные, но всегда увлекательные и затейливые пазлы время от времени приводят к желанию навсегда выключить физику в этой игре.
Из душных святилищ — на волю! Знаете ли вы, чего стоит поймать лошадь? Наверняка: ведь вы играли в Red Dead Redemption, где дикого коня нужно было интенсивно объезжать, падать, ломая хребет Джону Марстону и геймпад себе, снова залезать на строптивого и снова бить челом.
Но готовы ли вы к тому, что едва успокоившаяся лошадь будет еще часами кобениться, то ехать, то вставать как вкопанная, то резко останавливаться? В Breath of the Wild есть тонкий показатель «дружбы» — после каждого удачного маневра кобылу нужно ласково похлопывать по холке, иначе так и будет выкрутасничать.
Собрал грибов, украл где-то бутылку молока, закинул все это в казан и всыпал пойманную прямо у костра покрошенную бабочку — такое хрючево поможет защититься от лютого мороза, царящего на вершинах.
Многие ингредиенты несут в себе ценные, жизненно важные свойства. Лягушка, брошенная в суп, ускорит Линка и поможет в бегстве от толпы врагов; улитка поможет лучше спрятаться от самых опасных громил; бодрые пчелы — классика жанра — поднимают уровень выносливости.
А выносливость тут — параметр поважнее остальных. Несмотря на безумную степень свободы, которая позволяет Линку просачиваться буквально всюду, далеко не каждую реку можно переплыть и не на каждую гору взобраться: может банально не хватить дыхалки.
В самых густых лесах поджидают проблемы посерьезнее: там дремлют великаны, каменные големы и другая гигантская сволочь, которая способна прихлопнуть недальновидного храбреца, как комара.
В городах, меж тем, кипит жизнь: тут есть, чем заняться, кроме шопинга. Например, сыграть в прятки с детьми. Или решить проблему фермера, одержимого любовью к курам.
Одна из ключевых задач Линка, положенная по сюжету, состоит в поиске памятных мест по фотографиям. Важный персонаж выдает герою стопку снимков, сделанных до драматических событий, и предлагает поискать локации, в которых были запечатлены эти пейзажи. Разумеется, выполнение такой задачи сопровождается массивом невероятных приключений, которые автоматически прилипают к герою по пути.
В обсуждениях Breath of the Wild постоянно упоминаются другие игры, от которых публика, угоревшая по нынешней «Зельде» ждала такого же трепетного подхода. В твиттере разработчика и журналиста Дэна Хайндса промелькнул интересный, пускай и максималистскийтезис: если бы между Far Cry 2 и Breath of the Wild не было игр в открытом мире, никто бы не заметил.
Послушайте подкаст, в котором мы впервые обсуждаем эту игру: там Андрей Загудаев рассуждает о «Зельде» такими формами, от которых многих уже тошнит — настоящая сказка, большое приключение, чарующая атмосфера и все остальное. К сожалению, эти доводы настолько замылены и так испохаблены журналистами (в частности, нами, тут никто никого не обвиняет), что в словесных объяснениях не говорят о «Зельде» ровным счетом ничего. Важнее другое: в случае с Breath of the Wild все это правда. Еще важнее, что в этой игре попросту нет недостатков, вот тебе крест. Можно еще долго распинаться в аргументах и признаваться «Зельде» в любви, но проще и правильнее все-таки посоветовать вам найти того самого «потного друга с приставкой» и сыграть в Breath of the Wild самостоятельно. К счастью, в случае с Nintendo Switch это вопрос уровня «достать из кармана и показать».
Te Legend of Zelda: Breath of the Wild продаже с 3 марта для Nintendo Switch и Wii U.