В российский прокат вышел постапокалиптический рукопашный боевик о том, как умудренный жизнью воин и маленькая девочка путешествуют по опасным землям. Рассказываем об одном из самых амбициозных и стильных фильмов уходящего года.
После глобальной катастрофы мир превратился в бесплодные земли, по которым шастают разнообразные банды, культы и выживальщики. Огнестрельное оружие теперь драгоценная редкость, а патроны для него — самая востребованная валюта. Хмурая девочка нанимает Ронина — опытного бойца с катаной — чтобы он провел ее через пустоши к загадочной Стене. С каждым днем дорога будет становиться все опаснее: по пятам за воином и ребенком идет орава злобных головорезов, а впереди у путников — встречи с людоедами-сектантами, роботами-убийцами и прочими обитателями дикого будущего.
«Последний Ронин» — дебютная работа Макса Шишкина, клипмейкера и автора канала «ШишКИНО», который до этого снял одну из новелл в веб-сериале «Кошмары музыкантов». И, даже без скидок на первый раз, кино впечатляет: это продуманный, красивый и захватывающий экшн в декорациях постапокалипсиса, сделанный с явной любовью к лучшим образцам жанра. Все, что должно быть в добротном боевике про постапокалипсис, тут присутствует и работает, даже если не всегда в полную силу. Работая с хорошо известными конвенциями, Шишкин умело их замиксовал, сделав главную ставку на красочные костюмы, стильные драки и привычный, но старательно изображенный сеттинг.
По концепции «Последний Ронин» явно перекликается с фильмами типа «Киборга» и менее известного (но роскошнейшего!) «Шестиструнного самурая»: опытный проводник ведет юную подопечную через опасные территории. Мир, в котором происходит действие, оформлен в стиле классики постапокалипсиса — безбрежная песчаная пустошь, по которой герои передвигаются пешком, изредка делая привалы в укромных развалинах древних зданий. Тут много открытых, но далеко не пустынных пространств, нещадно палит яркое солнце, и повсюду видны обломки безвозвратно сгинувшего прошлого.
Долины (так это место называет Ронин) при этом далеко не безжизненное место. На рынке (слегка напоминающем Бартертаун из третьего «Безумного Макса») кипит деловая активность. Повсюду снуют бойкие продавцы в лохмотьях, а за порядком следят вооруженные калашами охранники, выставленные от разных кланов. По редким асфальтовым дорогам плетутся на своих двоих курьеры с флагами, передающие сообщения от одного клана к другому. Склад боеприпасов охраняют гигантские механические «блохи», которых можно одолеть только огнем на подавление.
А где-то рядом с Ронином и девочкой шастают рейдеры в черном (похожие на таскенов из тех же «Звездных войн»), то и дело постреливающие из арбалетов. Сеттинг в «Последнем Ронине» имеет потенциал к расширению, но хорош именно своей узнаваемостью — Шишкин использует в сюжете типовые фракции (варвары-головорезы, культисты-каннибалы, и так далее), но показывает их с несомненным чувством стиля.
Постапокалиптическая эстетика в фильме выдержана превосходно. У каждого клана есть собственная униформа, а у некоторых еще и отдельные штаб-квартиры с индивидуальным дизайном. Людоеды-галлюцинаторы замотаны в массивные белые тоги, а злобные варвары щеголяют в черных лохмотьях и носят маски в форме серебряных черепов. Король, восседающий на троне из оружия, носит, естественно, корону, окаймленную частоколом из патронов. Ронин задрапирован в массивный кожаный плащ, очертаниями слегка напоминающий кимоно.
Локаций тоже много, и показаны они неплохо. Кроме обязательных для жанра однообразных руин, тут есть минималистичная цитадель Короля и его людей в Стене (там происходит финальная разборка), оживленный рынок, а также гробница одного из кланов, куда Ронин приходит за помощью. Плюс в ходе путешествия встречается еще пара-тройка мелких локаций, так что ощущения пустоты в Долинах не возникает ни на минуту.
И, наконец, в «Последнем Ронине» много цепляющих экшн-эпизодов. Причем, несмотря на редкость огнестрела в Долинах, пушки ближе к финалу применяются все чаще (что, впрочем, обусловлено сюжетом). Суровый странник мастерски режет врагов катаной, метко стреляет из мифического пистолета (добыть патроны к нему — отдельный квест), и эпически поливает пулеметным огнем орду варваров. Самая лучшая драка, конечно, припасена напоследок: тройная дуэль вожака варваров, Короля и Ронина, кровавую точку в которой поставит неожиданный персонаж. А проходят драки под ритмичный саундтрек от электронщика Mimiko, хорошо сочетающийся с хореографией боев.
Именно в боевых сценах ярче всего блистает операторский талант Василия Григорлюнаса (работал над сериалами «Топи» и «Внутри убийцы»). Все сражения сняты на удивление разнообразно. Порой кажется, что в «Последнем Ронине» нет двух драк, снятых с одного ракурса. Какие-то оформлены более-менее типично (например, поединок с варварами в начале фильма), а какие-то — с обильным сло-мо и «видом сверху», напоминая о поздних частях «Джона Уика».
Особо надо выделить ночную встречу Ронина и девочки с каннибалами: этот random encounter снят целиком одним кадром, а камера почти неотступно следует за главным героем, пока он пробирается в полутьме к своему верному мечу, чтобы затем воткнуть его в обезумевших сектантов. Насилие в фильме не то чтобы смакуют, но оторванных рук и ног, к счастью, никто не стесняется — в нужные моменты пули смачно рвут плоть на куски, а кровь брызжет где и когда надо.
При всех достоинствах, «Последнего Ронина» легко можно критиковать за общую вторичность и шаблонный сценарий. Но подобного рода упреки бьют мимо цели. Если оглядываться на жанр постапокалиптической фантастики, то его эталонные образцы, вроде второго «Безумного Макса» или «Побега из Нью-Йорка», ценны отнюдь не извилистыми сюжетными поворотами, а именно авторским стилем и атмосферой. Строго говоря, львиная доля (даже отличных) постапокалипсисов за последние лет 50 до сих пор обыгрывает конвенции, заложенные еще в 1950-х, а не вносит в жанр радикальные инновации.
«Последний Ронин» никак и нигде (за одним важным исключением в финальной сцене) не претендует на какое-то глобальное высказывание о хрупкости цивилизации. Это стильно снятый боевик в эклектичном, но ярком постапокалиптическом сеттинге, сделанный в лучших традициях Голливуда, но российской командой, знающей и любящей свое дело.